Религия как форма культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) “Религия как одна из форм культуры” Основные значения понятия «религия»

Религия как одна из форм культуры Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere) – «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать», «соединять» ? ВЕРА ОБРЯДЫ МОЛИТВА Роль религии в жизни общества Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА Свобода совести, свобода вероисповедания право самостоятельно выбирать религию атеизм Формы религий ранние национальные мировые

Рели́гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые деёствия, каждый элемент которых наполнен религиозным смысломи отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

♦ компенсаторная или «терапевтическая» – смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая – формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая – передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная – упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная – создание среды общения; ♦ легитимирующая – узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная – объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии. Функции религии

религиозные организации ЦЕРКОВЬ СЕКТА Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования реализация статьи 28

Ранние религии Фетишизм вера в сверхъестественную силу материальных предметов Магия вера в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями Тотемизм вера в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением анимизм вера в существование души, духов

Национально-государственные религии парсизм (Иран) Иудаизм (евреи) Индуизм (Индия) Джайнизм (Индия) конфуцианство (Китай) синтоизм (Япония) даосизм (Китай)

Мировые религии Буддизм VI-V в.в. до н.э. Христианство I век н.э. Ислам VII век н.э.

8 класс

Тема: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.Гумилёв

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

Постановка проблемы. Решите кроссворд.

1. м

о

8. р

а

л

ь

2. о

б

щ

е

с

т

в

о

3. к

у

л

ь

т

у

р

а

4. п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5. и

г

р

а

6. л

и

ч

н

о

с

т

ь

7. о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

!!! Найдите ключевое слово (религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Обратите внимание на план урока

Вопросы по данной теме:

1. Первый пункт плана

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

(Что такое религия?)

А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия – одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия – это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире – христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня – христианство, ислам, буддизм.

Сообщения учеников (три сообщения)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры

Учитель:

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

  1984 роман читать онлайн полностью. Читать книгу «1984» онлайн полностью — Джордж Оруэлл — MyBook

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия – (от греч. hieros – священный и arche – власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

4Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

Свобода совести – право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Атеизм – мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14 Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III Закрепление и обобщение :

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

Работай! За тебя люди молятся! – Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Говорят «спасибо», что же ещё?

Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. – А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

. Заключение

Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»?

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

1 существительное;

Урок по обществознанию в 8 классе на тему:
«Религия как одна из форм культуры».
Смысл веры в том, чтобы поселиться на
небесах, а в том, чтобы поселить
небеса в себе.
Т. Харди (английский писатель).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Показать религию как совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога. Роль религии в жизни общества.
Презентация: Мировые религии.
Учащиеся должны знать:
1.Что такое религия.
2. Что характерно для религиозной веры.
3.Каково значение религии в жизни общества.
4. Основные виды религиозных организаций.
5. В чем заключается принцип свободы совести.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1.Религия.
2. Религиозная вера
3. Обряды, молитва.
4.Церквь, секта.
5.Догмы. Культ.
6.Атеизм.
7.Свобода совести.
План урока:
1.Опрос домашнего задания с использованием тестов.
2. Объяснение нового материала:
а) особенности религиозной веры;
б) роль религии в жизни общества;
в) религиозные организации и объединения.
г) свобода совести, свобода вероисповедания.
3. Просмотр презентации.
4. Работа с новыми понятиями.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов.

Ход урока.
1. Опрос домашнего задания на тему « Наука в современном обществе» с 
использованием тестов.
Вопросы тестовых заданий:
– Что такое наука.
– С чем для ученых связана важная эстетическая проблема.
– Каких людей принято называть учеными.
– Что такое « технопарк».
– Элементы современного научного знания.
Выделить верные суждения:
-об этических проблемах в науке;
– правильность суждений о науке;
– суждения о роли технопарков;
– суждения о современной науке;
Выделить термины, связанные с понятием « научные знания».

2. Объяснение нового материала.
Таблица: «Религия, ее виды и функции».
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов. Сверхъестественного.

Религии современного мираРанние религии
Мировые религии:
* ХРИСТИАНСТВО
(1 в.н.э. в Палестине)
* БУДДИЗМ
(5-6 вв. до. н. э. в Индии)
* ИСЛАМ
(8 в. н.э. в Аравии)Родоплеменные примитивные
верования, сохранившиеся по сей день.Национально -государственные
религии, составляющие основу религиозной
жизни отдельных
наций (иудаизм, конфуцианство,
и др.)
Магия (колдовство)Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку
и защитнику.Фетишизм – поклонение неодушевленным
предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.Анимизм – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

2.Вопросы классу.
Вспомни:
– Что такое религия?
– Когда появились первые религии?
– Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?
Подумай:
– Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества?
– Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих?
2 .а. Самостоятельная работа с текстом учебника и ответ на вопрос: «В чем особенности религиозной веры?»
Примерный ответ на вопрос:

  Туркменистан. Фантастический Ашхабад - Страница Виртуальных Путешественников

1. Любая религия связана с верой.
2. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии сверхъестественных сил, влияющих на судьбу человека и общества.
3. Человек религиозный убежден в реальности контакта с Богом, в том, что Бог воздействует на судьбы отдельных людей и народов.
4. Связь с Богом человек осуществляет через молитвы и обряды.
Вопросы:
– Что такое вера?
– Как понимаем религиозную веру?
– Что значит сверхъестественное?
– Что такое обряды?
– Что такое молитва?
Ответы:
1. Вера – это личностное отношение человека к какой-либо информации, которую он готов признать истиной без доказательств и обоснований.
2. Религиозная вера – это чувства человека.проявляемые по отношению к Богу (или другим силам).
3.Свехъестественное, по убеждению религиозных людей, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.
4.Обряды – определенные действия наполненные религиозным смыслом и отражают идеи религии.
5. Молитва – словестное обращение к Богу.
2.б. Таблица: « Роль религии в жизни общества».

регулирует
поведение
людей
воспитывает
человека
на вечныеКак возникла
Земля. Откуда
появился
человек. Что
происходит
после смерти.
снимает
тяжелое
психологическое
состояние
человека
способна
избавитьчеловека от
одиночества
объединяет
обществопорождает
вражду.

2.в . Религиозные организации и объединения.
Церковь – религиозная организация, воплощающая в своей деятельности религиозные ценности и установки. Объединяет последователей религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения.

Церковь делит верующих на две «группы».
На священнослужителей (духовенство), которые занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Имеют официальных лидеров,например, Папа Римский (католическая церковь), Патриарх Московский и Всея Руси (православная церковь).
Есть и определенная территориальная структура, например, епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает догматы т.е. непреложные основы вероучения.
Другая часть верующих – миряне (рядовые верующие).
Секта- организация отдалившаяся от церкви и противопоставляющая себя остальным верующим. У них нет деления на мирян и духовенство. Количество участников ограничено. Верят в свою исключительность и пропагандируют нетерпимость к инакомыслию. Стараются уйти из мирской жизни и жестко контролируют своих приверженцев, лишая их имущества. Свободы мыслить, общаться и творить. В этом опасность секты.
В современной России многие религиозные общины запрещены и официально не регистрируются.
2.г. В чем заключается принцип свободы совести?
Совесть –внутренний контролер поведения человека, оценивающий поступки с позиций добра и зла.
Под свободой совести понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения, не причиняя ущерба другим. Эти убеждения могут касаться разных областей человеческой жизни: религии, труду, творчеству, государству, отношению к людям.

Свобода вероисповедания – это право выбирать, какую религию исповедовать или отказаться от религии, встав на путь атеизма.

В РФ проживают представители многих распространенных в мире религий.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие.

В Конституции РФ принцип свободы вероисповедания реализуется в соответствии с нормами международного права.
* Все религии равноправны.* Государство гарантирует возможность свободно отправлять свой культ.
* Церковь отделена от государства.
* Законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования.
3. Просмотр презентации.
4. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы учебника « Проверь себя» стр.81.
Ответы на вопросы № 2, 3 учебника « В классе и дома» стр.82
5. Подведение итогов.
– Что такое религия?
– В чем состоит роль религии в современном обществе?
– Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Домашнее задание.

МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

Тема: «Религия как одна из форм культуры»

Разработала:

Преподаватель Орлова Т.И

2013

Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Компьютерный набор: Орлова Т.И.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки – оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Религия как одна из форм культуры

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога .

Н. Гумилёв

(слайд №1)

Тип урока : урок – исследование с элементами проектной деятельности и

использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока :

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи урока :

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

(для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

Объяснительно- иллюстративный:

* лекция;

*презентация;

*книги (наглядные пособия)

Исследовательский метод:

*выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.
  Винная кислота физические свойства. E334 Винная кислота

Ход урока

Организационный момент : (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия . Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. (домашнее задание)

(1 минута)

(Слайд № 2)

2. Мотивация .

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека.

(1 минута)

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?

(10 минут)

  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

(Слайд №3).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

(Слайд №4)

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире – христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня – христианство, ислам, буддизм.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

(Слайд №5).

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. (лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

Идет представление проектов и презентаций студентов.

(время 15-20 минут)


Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

(Слайд № 6).

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

(Слайд №7)

5. Закрепление и обобщение:

Отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание (на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план

Cлайд 1Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать», «соединять» ВЕРА ОБРЯДЫ МОЛИТВА Роль религии в жизни общества Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА Свобода совести, свобода вероисповедания право самостоятельно выбирать религию атеизм Формы религий ранние национальные мировые

Cлайд 2

Религия как форма культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры" Основные значения понятия «религия»

Рели гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

Cлайд 3

Религия как форма культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры" Основные значения понятия «религия»

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые деёствия, каждый элемент которых наполнен религиозным смысломи отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

Cлайд 4

Религия как форма культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры" Основные значения понятия «религия»

♦ компенсаторная или «терапевтическая» – смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая – формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая – передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная – упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная – создание среды общения; ♦ легитимирующая – узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная – объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.

Cлайд 5

Религия как форма культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры" Основные значения понятия «религия»

Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Cлайд 6

Религия как форма культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры" Основные значения понятия «религия»

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования

Если вы недавно прочитали книгу, то присоединяйтесь к нашему призыву и проголосуйте за нее!
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
3lions
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности