Процент православных в америке. Даже на религию бывает «мода»

Официально в США нет ни государственной религии, ни государственной церкви. По конституции США, каждый гражданин США вправе исповедовать любую религию (1-я поправка в конституции, в «Ьилле о правах», принятом в 1791 г.). Однако в конституциях отдельных штатов очень долго сохранялось признание той или иной господствующей церкви. По конституции штата Массачусетс, до 1822 г. избирательным правом пользовались лишь лица, принадлежавшие к пуританской церкви; в Пенсильвании для занятия официальной должности требовалась вера в Ветхий и Новый завет. Правда, с 1790 г. требования несколько смягчились, достаточно было слыть верующим в бога.

Законами штатов устанавливались ограничения для католиков, для людей, исповедовавших иудаизм, а в некоторых штатах – для атеистов.

В США насчитывается 265 вероисповеданий, сект и толков. Среди них есть мелкие (от нескольких десятков и менее последователей; секта «Первобытных друзей», например, состоит из 14 человек) и крупные, число последователей которых доходит до десятков миллионов.

Обилие различных церквей и сект в США связано с этнической историей страны, которую заселяли люди самых различных национальностей и вероисповеданий. Обращает на себя внимание множество протестантских толков. Здесь и методисты, и лютеране, и пресвитериане,и меннониты, и многие, многие другие – это наследие религиозных гонений и войн в Европе XVII-XVIII вв. Но среди ранних поселенцев были и католики, искавшие, как и их противники, в Америке убежища от преследований протестантов (английские католики в годы царствования Якова Стюарта, ирландцы при Кромвеле и др.).

Более поздняя иммиграция из Ирландии, а также из Восточной и Южной Европы, Италии и Польши тоже увеличивала католическое население страны.

Уже в XIX в. в США жили представители почти всех религий мира. И все же наиболее многочисленны по числу приверженцев протестантские церкви (всего 41,9 млн. верующих из общего числа учтенных членов религиозных общин в 72,5 млн.; из них 16 335 тыс. баптистов, И 656 тыс. методистов, 6410 тыс. лютеран и 6110 пресвитериан), католическая (61 4/о тыс. верующих) и иудаистская (5 млн. человек). Они- то и оказывают наибольшее влияние на политическую, экономическую и «кз’льтурную жизнь страны.

Основной- социальной базой протестантских сект считается средняя и мелкая буржуазия, фермеры. Католическая церковь более широко охватывает рабочих (среди которых очень много лиц ирландского, польского, французского, итальянского происхождения). Принадлежность к некоторым сектам протестантской церкви рассматривается как признак хорошего тона и высокого общественного положения. Такова епископальная церковь, унитарианская и конгрегационалистская секты в Новой Англии, голландская реформатская церковь в штате Нью-Йорк, или пресвитерианская в штатах Среднего Запада. Кдк правило, потомки «старых американцев» (old americans), причисляющие себя к англосаксам, принадлежат к тому или иному толку протестантской церкви (епископальной, баптистской, методистской, пресвитерианской). Негры тоже в основном протестанты, но у них свои секты, отдельно от белых.

Протестантское вероучение в прошлом, на протяжении всей истории английских колоний в Америке и истории США, было наиболее удобным для буржуазии. Его догмы наложили сильный отпечаток на идеологию многих рядовых американцев. «Протестантская этика», в частности кальвинистское учение о «предопределении», широко привилось в Америке. Согласно этому учению, бог предопределил судьбу людей, одних – к вечному спасению, других – к вечному осуждению, но человек не может знать, какое именно из этих предопределений его ждет. При жизни он должен стремиться к успеху в деловой жизни, в промышленности, земледелии или торговле, и достижение успеха будет внешним признаком благодати божьей, признаком праведности. Таким образом, погоня за богатством угодна богу. Человек должен все время увеличивать свой капитал.

Католическая церковь приобретает в США все большую силу. Объявив себя церковью угнетенных национальных меньшинств и иммигрантов, она развивает энергичную миссионерскую деятельность и среди американских индейцев, треть которых – католики. Прежде католицизм в Америке, в особенности в южных штатах, считался «неамериканской» религией и католики подвергались преследованиям со стороны националистических организаций. Но в последнее время положение изменилось. Правящие круги Америки имеют в лице католической церкви и Ватикана опытного союзника в Европе. 80% всех пожертвований Ватикан получает из США, а американский католицизм превратился в наиболее мощную из всех католических организаций мира. Кардинал Нью-Йоркский Спеллман, пользующийся поддержкой государственного департамента США, является фактическим главой католической церкви, диктующим Ватикану волю Уолл-стрита.

Католическая церковь и Ватикан поставили весь свой опыт и свои организации на службу американскому империализму. Они прилагают все усилия к тому, чтобы идеологически обосновать и оправдать захватническую политику США на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке и в других зонах. Крупные организации промышленников охотно сотрудничают с церковными организациями и финансируют их для борьбы с прогрессивным движением в своей стране.

Интересно распределение католиков по стране. Менее всего их в южных штатах; они составляют большинство лишь в Луизиане (потомки французских переселенцев), в Техасе (мексиканцы) и Кентукки. В то же время в северных и западных штатах, основателями которых были люди самых различных религиозных воззрений и куда поступал наиболее мощный и пестрый в национальном и религиозном отношении приток иммигрантов, число католиков относительно велико. Основная масса католиков сосредоточивается в крупных городах – Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне, Иудаизм также распространен главным образом в больших городах восточных штатов.

Помимо многочисленных христианских сект, принесенных в Америку из Европы, на чисто американской почве возникло много мелких, а также две крупные новые секты: «Христианская наука» и секта мормонов. «Христианская наука», основанная Марией Бэкер в 1892 г. и насчитывающая сейчас около 300 тыс. приверженцев, проповедует идею вечности и реальности духа и иллюзорности материи. Более интересны мормоны как специфически американское явление. Официальное название секты «Church of Jesus Christ of latter day Saints» («Церковь Иисуса Христа святых последнего дня»). Она была основана около 1830 г. некиим Джозефом Смитом, который объявил о якобы найденной им «Книге Мормона», повествующей об истории «американских израильтян», попавших в Америку много веков назад 1 . Смит объявил себя пророком церкви мормонов и создал сложный аппарат для поддержания своей власти. Он провозгласил догмат о дозволенности многоженства, которое практиковалось руководителями мормонов и раньше. В общине произошел по этому вопросу раскол, и Смит жестоко расправился с недовольными. Он был заключен в тюрьму и затем убит ворвавшейся в тюрьму толпой. После его смерти мормоны были изгнаны из г. Индепенденса, где они было обосновались. В 1846-1848 гг. под предводительством Брайама Юнга, своего нового пророка, они переселились в штат Юта на берега Большого Соленого озера. Здесь ими был построен большой город Солт-Лейк-Сити, неплодородные земли превращены в цветущие поля. Но порядки в секте были варварскими. Мормоны должны были слепо подчиняться главе секты, и самым тяжелым грехом объявлялось непослушание ему. Малейшее неповиновение каралось тайными отрядами «ангелов-мстителей». Сам Юнг скопил огромное состояние, и в 1850 г. президент США Филлмор назначил его губернатором территории Юта. До 1870 г. в секте процветало многоженство; отмена его была вызвана тем, что территорию, где жили мормоны не принимали без этого условия в федерацию США на правах штата.

В США процветают секты, поражающие дикостью и изуверством своих обычаев. К ним принадлежит секта «святой веры» (в графстве Уайз штата Вирджиния). Приверженцы этой секты берут в руки ядовитых змей, пьют отравленную воду; тот, кто после таких испытаний остается в живых, получает при жизни звание «святого». Последователи «секты прыгунов» (или шейкеров 2) скачут до изнеможения, приводя себя в исступление.

Загнивание американского капитализма и в связи с этим усиление реакции в стране отразились и в области религии. Около 1920 jv в церквах и сектах США возникло два течения – фундаменталистов и модернистов. Первые, отражая интересы наиболее реакционно настроенной части американской буржуазии и духовенства, пытались противопоставить угрозе растущего «неверия» незыблемый авторитет библии, проповедуя слепое принятие на веру всех христианских догматов. Вторые, напротив, пытались сгладить противоречия между нелепыми религиозными сказками (вроде догмата о непорочном зачатии и плотском «воскресении» в день «страшного суда») и данными науки. Верх взяли фундаменталисты; на модернистов начались гонения. На генеральной ассамблее пресвитерианцев в Принстоне (1925) только 1,5% всех священников осмелились выступить с просьбой о разрешении более либерального толкования некоторых религиозных догматов. Одержав победу в церкви, фундаменталисты повели наступление на школу и просвещение. В южных штатах закон запретил преподавание эволюционного учения. Учитель Джон Скопе из г. Дейтона (штат Теннесси) был осужден в 1925 г. за преподавание учения Дарвина. Судебный процесс в Дейтоне получил многозначительное прозвище «обезьяньего».

В противовес фундаментализму, идущему напролом и действующему грубым насилием, те, кто причисляет себя к модернистскому течению, используют более гибкие, демагогические средства. Они стараются модернизировать религию и культ, привлекая публику рекламой чисто американского характера, ничем не отличающейся от рекламы ресторанов, кабаре, кино. По улицам шествуют люди-сандвичи с плакатами на груди и спине: «Приготовьтесь встретить бога. Ступайте в церковь методистов! Всегда необыкновенные аттракционы! Сегодня у нас счастливое воскресенье!». В церкви методистского священника Рейснера выступали известные чемпионы спорта, кинозвезды, цирковые артисты, при церкви был открыт биллиард, прихожане не пели, а насвистывали религиозные гимны. У Рейснера нашлись последователи.

Католические священники время от времени устраивают «чудеса». В конце 1940 г. в Нью-Йорке появился «святой» мальчик, итальянец Джо Витоло, которого якобы посетила богоматерь, обещав явиться всенародно в определенный день. Тысячи доверчивых людей с нетерпением ожидали чуда на пустыре возле дома Джо; когда же чуда не последовало, полиция еле спасла «святого» от гнева обманутых паломников.

Особые старания прилагают церкви всех толков для воздействия на учащуюся молодежь. Несмотря на то, что официально церковь в Америке отделена от государства, в школах многих штатов преподают религиозные предметы. Кроме того, церковные организации имеют свои учебные заведения. Самой многочисленной их сетью обладает католическая церковь: в 1950 г. в католических колледжах и университетах обучалось 35 тыс. студентов, 25 тыс. в семинариях, 100 тыс. в специальных школах и институтах и 10 тыс. в нормальных школах 1 . Протестантских учебных заведений гораздо меньше, общее число учащихся в них – 800 тыс. Отчасти это объясняется тем, что протестантское вероучение достаточно много излагается в светских школах. Существуют также воскресные школы и многочисленные молодежные организации, контролируемые церковью (Христианская ассоциация молодых людей, Христианская ассоциация молодых женщин и многие другие, менее значительные). Протестантские секты южных штатов связаны с Ку-клукс-кланом, католическая церковь поддерживает тесные отношения с другой фашистской организацией – «Рыцари Колумба», опираясь на эти террористические союзы для вящего поддержания авторитета церкви.

Для усиления религиозной пропаганды ряд крупнейших религиозных организаций США решил в 20-х годах покончить с постоянной грызней между сектами. В 1928 г. была создана «Национальная конфедерация христиан и евреев»-. межцерковный совет протестантов, католиков и-евреев. Отдельные церковные организации устраивают братания представителей самых различных религий (включая ислам, индуизм и др.), обставляя их с большой торжественностью. Проводится слияние близких друг другу протестантских толков: так, большая часть протестантских общин примкнула к «федеральному совету христианских церквей в Америке», объединившему около 25 млн. протестантов, Все это делается для укрепления влияния церкви на массы.

Американское население опутано сетью разнообразных суеверий. Вера в спиритизм, колдовство и амулеты, в предсказания будущего до сих пор отягчает сознание не только невежественных, неграмотных людей, но разделяется многими интеллигентами. В дни кризиса 1930 г. бизнесмены на нью-йоркской бирже носили на пиджаках особые значки с надписью «Дела идут хорошо». Студенты американских колледжей носят амулеты (часто купленные у индейцев), якобы приносящие удачу на экзаменах. Большой популярностью пользуются многочисленные предсказатели – астрологи, спириты. Распространен автомат-предсказатель; пытающий судьбу опускает в него мелкую монету («никель») и получает «исчерпывающий прогноз» на будущее.

Для «среднего американца» принадлежность к той или иной религиозной общине является мерилом общественного веса человека. Церковные организации США обладают большой властью, которую распространяют на все стороны жизни. Церковная община крепко держит своих членов, играя на их политических и экономических нуждах, создавая общественное мнение. И хотя для многих американцев принадлежность к церковной общине – дело чисто формальное, они не осмеливаются с ней порвать.

  Почему луна спутник. Луна: описание, характеристика, интересные факты

Все же, вопреки усиленной деятельности религиозных организаций, располагающих большими средствами для удержания верующих, замечается медленный, но неуклонный отход американцев от религии. Быстрее всего падает, по-видимому, влияние иудаизма, с его крайне обременительными бытовыми запретами. Однако наблюдается отход и от тех религий, которые хорошо приспособляются к капиталистической действительности. Здесь отход трудящихся от религии вызывается ростом сознательности, пониманием классовой эксплуататорской роли религии.

В середине 20-х годов было подсчитано, что протестантские церкви теряют ежегодно около полумиллиона своих приверженцев.

Религия в США занимает очень значимую роль в жизни простых американцев. По данным статистики граждане Америки одни из самых религиозных среди жителей развитых стран: верующими здесь себя считают 88% населения.

Религия в Америке очень демократична и разнообразна. Большая часть жителей исповедует христианство (78%), при этом львиную долю из них занимают протестанты и католики. Иудаизм, ислам, буддизм, индуизм исповедуют от 0,4% до 2%. 15% населения – атеисты. Однако, степень религиозности граждан зависит от многих факторов. Например, верующих больше среди пожилых людей, чем среди молодых. Гендерные исследования выделяют большую предрасположенность к религиозности у женщин, чем у мужчин. Также религия в США разнится в зависимости от образования и благосостояния: меньше верующих среди высокообразованных людей и больше среди малообеспеченных граждан. Самым религиозным считается чернокожее население страны, 85% из них признают важность веры в их жизни.

Религия в Северной Америке на территории США развивается очень динамично, главной ее особенностью является все большая дифференциация. Над строгим следованием традициям превалирует порождение новых религиозных ветвей, а также новых направлений в уже имеющихся течениях. Сохранность традиций, пожалуй, остается только в малочисленных группах коренных жителей, где еще жива древняя религия индейцев Северной Америки.

Официальная религия США

Отправляясь в Америку, многих может заинтересовать, какая основная религия в США по численности и есть ли официальная религия США. Вероисповедание в этой стране носит очень свободный и демократичный характер, здесь уживаются представители разных конфессий. Официальная религия США отсутствует. Согласно конституции любой гражданин Соединенных Штатов волен выбирать веру согласно своим убеждениям. Отсутствие государственной религии в таком случае способствует большей свободе в вопросе вероисповеданий.

Многих туристов также интересует, какая религия в США преобладающая. Как уже говорилось, большинство составляют представители христианской конфессии: протестанты и католики. Распределение религий по территории страны неоднородно. Наиболее религиозны южные и юго-восточные районы, где традиционно проживает множество прихожан-баптистов. Наименее активны в плане религии западные регионы США. На севере и западе преобладают католики, а также мормоны и лютеранская церковь. Если вам интересно, какая религия в Америке в конкретном штате или районе, вы можете без труда найти эту информацию в интернете.

Вероисповедание в Америке – многообразие и свобода

Вероисповедание в Америке тесно связано с повседневной жизнью большинства жителей. Очень большой процент из них активно религиозны. От 20% до 40% верующих посещают церковь еженедельно. Это довольно крупный показатель для развитой страны, хотя в большинстве своем такие страны менее активны в сфере религии.

Турист любой религиозной конфессии будет чувствовать себя в США комфортно. Вера здесь демократично, не навязывается сверху и очень разнообразна. Если посчитать, сколько вероисповеданий насчитывается в США, то по некоторым данным эта цифра приближается к трем тысячам религиозных номинаций. Наиболее активны из них и широко распространены не больше пятидесяти.

Более 88% населения США считают себя верующими людьми. Можно с уверенностью утверждать, что Америка занимает лидирующие позиции среди развитых стран по количеству религиозного населения.

Духовное наследие

Религия США достаточно демократична и динамична. Отличительной ее чертой является дифференциация. За последнее время в США появилось много новых религиозных течений и направлений в уже существующих религиозных организациях. Поэтому сложно однозначно ответить на вопрос о том, какая религия в США. Строгое следование традициям уже не в моде. И все же немногочисленные коренные жители стараются сохранить память о прошлом. Именно они являются последователями инков, которые некогда проживали на территории Северной Америки.

История развития религии в Америке

История религии США насыщена многими событиями. Исторически сложилось, что Америка длительное время являлась протестантским государством. Связано это было с тем, что после открытия Нового мира Христофором Колумбом сюда начали съезжаться эмигранты из различных стран. Северо-восточную часть США заняли британские эмигранты, которых преследовала Они были против насаждения католицизма. Паломники установили на новой земле жесткие религиозные устои. Любого рода развлечения считались смертным грехом.

Постепенно в Америке образовалось множество протестантских направлений. Произошло это благодаря тому, что эмигранты из различных стран считали должным устанавливать на новой земле свои принципы и устои, так как считали, что она никому не принадлежит.

Северную Америку в то время населяли индейские племена, которые ранее прибыли из Азии. Вначале они расположились на Аляске, затем перекочевали в Америку.

В конце 17-го столетия население Америки было условно разделено на чернокожих невольников и белое население, которое составляло 98% всех жителей Америки. Все они были протестантами.

Южная Америка начала заселяться испанцами, которые облекали индейцев в католическую веру. Поэтому в большинстве своем католики. Другие преобладающие религии в США будут подробно описаны ниже.

Религиозные направления

Выше была описана религия США кратко. Хотелось бы разобраться глубже в основных верованиях Америки.

Большинство населения США исповедует христианство. Приблизительно 55% – протестанты, и 28% – католики. В Америке также проживает небольшой процент иудаистов и представителей других религиозных течений. Среди афроамериканцев, проживающих на территории США, большинство мусульман.

В 60-е годы в США произошел религиозный всплеск. К тому времени в стране существовало более тысячи религиозных организаций. Участниками культовых движений являются преимущественно молодые люди.

Преобладающие религии США – религии «Нового века». Среди них можно выделить общину Учеников Христа, основанную еще в 19-м веке, мормонов, Адвентистов Седьмого дня, баптистов, Свидетелей Иеговы, лютеран, методистов.

Основная религия США – христианство. Большинство современных течений вытекают именно из него.

Христианство

Представителем христианства в США является Православная Церковь. В 1970 году она получила автокефалию от Православной Церкви России. Также на территории США действуют и другие церкви под различными юрисдикциями, самой крупной из которых является Американская архиепископия.

Управление предоставлено Священному Синоду. Состоит он из всех правящих епископов. Два раза в год Синод проводит сессии. Между его заседаниями действует также постоянный Малый Синод. В управленческий состав входят все епископы церкви, представители от каждого прихода (мужчины старше 18 лет), члены Митрополичьего Совета, члены духовных школ и других организаций.

Главным среди епископов считается Митрополит, который избирается путем тайного голосования. При Митрополите находится Митрополичий Совет, в который входят казначеи, по два представителя от каждой епархии, канцлера и самого Митрополита. Отдельными епархиями управляют епископы.

Протестанты

Протестантизм является одним из трех направлений христианства. На вопрос о том, какая религия преобладает в США, можно ответить следующим образом: “Протестантство”. Движение возникло после католицизма и православия в эпоху Реформации. Протестанты в США представлены целым рядом церквей и самостоятельных вероисповеданий. К основным течениям протестантства относят лютеранство, евангелизм, баптизм, кальвинизм, англиканство, адвентизм, пятидесятничество, методизм и многие другие.

В основе вероисповедания протестантизма стоит изучение Библии. Каждый должен знать единственный источник вероучения и строить свою жизнь на его основе.

К основным догматам протестантизма можно отнести идеи триединства (Отец, Сын, Святой Дух), Боговоплощения, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа.

Протестанты строго следуют решениям, установленным двумя первыми (Никейским и Константинопольским). Приверженцы этого течения твердо убеждены, что спасти человечество могут только вера и предопределение.

Отличия протестантства от других религиозных течений

Протестантство имеет существенные отличия от православия и католицизма. Заключаются они в измененной обрядовой и культовой деятельности. Протестанты выступают категорически против поклонения старцам и святым, почитания икон, исповедей и причастия, покаяния, поклонения святым мощам, крестного знамения и монашества (кроме отдельных ответвлений). В некоторых протестантских церквях все же проводят обряды крещения и причастия. Но католики и православные утверждают, что в таком исполнении они не наделяются Божьей благодатью.

Основными чертами богослужений в протестантских церквях считаются молитва, проповедь, пение Священных текстов, скромность проведения обрядов.

У большинства протестантских организаций даже не существует своей церкви.

Какая религия в США официальная? В Штатах нет таковой. Каждый гражданин имеет полную свободу вероисповедания.

Мормоны

Мормонами называют представителей Церкви Иисуса Христа последних дней. Данное религиозное течение весьма противоречиво. Скорее, это больше похоже на оккультную секту, в которой христианско-библейское начало проявлено только внешне.

В штате Юта расположен главный центр мормонов. Основная их миссия – помочь людям достичь Божественного царства. Ее исполнение ложится на плечи организационной структуры, созданной при Церкви. Основу всей составляет приход, который должен состоять не более чем из 500 человек. В каждом из них осуществляется миссионерская деятельность на местах. Как только количество людей в одном приходе превышает допустимое, он делится пополам. Приход возглавляют президент и два его советника. Количество приходов в одном регионе также ограничено. Если на определенной территории их становится очень много, то создается специальная организация – «кол», которую также возглавляет президент.

Таинства мормонов

К Священным Писаниям мормоны относят Библию, Книгу Мормона, Заветы и учения и Драгоценную Жемчужину.

Канонизированная молитва у мормонов отсутствует. Скорее, это похоже на импровизационное доверительное обращение к Господу. Особое место занимает обряд крещения, которое заключается в троекратном погружении в воду с произнесением определенных слов, называемых триединой формулой. Тот, кто по каким-либо причинам уходит из церкви мормонов, впоследствии не имеет права совершать этот обряд. Таково наказание.

Адвентисты Седьмого дня

Движение проповедует то, что в скором времени Иисус Христос вновь спустится на Землю. С первого взгляда может показаться, что это движение ничем не отличается от протестантского. Однако несколько ключевых особенностей учения Адвентистов не позволяют говорить о них как о протестантах. Адвентистов Седьмого дня, скорее, можно отнести к квазиденоминациям.

Основные положения вероучения Адвентистов

  1. На второе пришествие Иисуса Христа указывает 5 знамений: падение нравственности, существование папства, усиление страха людей перед будущими событиями, возникновение адвентизма, открытая проповедь по всему миру.
  2. Наряду с Библией Адвентисты Седьмого дня изучают также «Пророчества» Елены Уайт. На основании этого «божественного откровения» базируются практически все доктрины Церкви Адвентистов.
  3. Основной пункт учения – почитание субботы. Возник он на основании видения Елены Уайт, в котором она увидела, как все Божественные заповеди пылают ярким огнем, кроме одной, в которой призывается почитать субботу. На основании этого Адвентисты сделали вывод, что все остальные религиозные направления отступили от Господа, нарушая эту заповедь, и поэтому не могут быть приняты в Царство Бога. Только Адвентисты Седьмого дня способны спастись.
  4. Говоря о душе, Адвентисты считают, что она смертна до тех пор, пока Господь не воскресит ее. Также они отрицают тот факт, что за свои грехи человек может попасть в ад.

Со временем учения Адвентистов Седьмого дня стали более похожими на протестантские. И даже авторитет Елены Уайт начал подвергаться сомнению.

Католики

Всплеск католицизма в США произошел перед началом Гражданской войны. В этот период страну начали активно заселять ирландцы – католики. На то время в Штатах преобладали протестанты, с их стороны католики ощутили к себе предубежденное отношение. Тем не менее католики имели полный доступ ко всем общественным заведениям (больницам, школам, институтам). Но со временем они начали создавать свои подобные организации на основании принципов католицизма. учебного заведения не притеснялась. Католики могли получать образование и в других общественных заведениях.

Католикам оказалось на руку, что в США церковь была отделена от государства. Это наделяло людей свободой вероисповедания.

  Антироссийская западная коалиция. Крымская война: опровержение антироссийской лжи Антирусская коалиция в крымской войне

Установление какой-либо одной религии в США запрещено конституцией. Поэтому когда католики начали активно открывать свои учебные заведения, государство это не приветствовало. Слишком тесно стала переплетаться религия с государством.

Удивительная страна – США. Культура, религия, история – все здесь сливается воедино. Скорее, из культурных устоев и возникают религиозные течения. Примечательно, что в большей степени подобным духовным развитием увлекается молодежь. Религия США кратко – это протест мировым устоявшимся догмам.

Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project , США – единственная из развитых стран, где большинство опрошенных людей выразило свою приверженность вероисповеданию, отметив, что религия играет «очень важную роль» в их жизни .

Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным «Всемирной книги фактов ЦРУ » на 2018 год : 46,5 % населения США – протестанты , 20,8 % – католики , 1,6 % – мормоны , 0,9 % – члены других христианских конфессий , 1,9 % – иудеи , 0,9 % – мусульмане , 0,8 % – иеговисты , 0,7 % – буддисты , 0,7 % – индуисты , 1,8 % – другие, 22,8 % – не относящиеся ни к одной религиозной группе .

Согласно Yearbook of American and Canadian Churches за 2012 г., в котором число членов церквей приводится вместе по США и Канаде и данным Национального совета церквей (англ. ) пять крупнейших религиозных организаций включают :

  • Римско-Католическая Церковь , 68 202 492 членов
  • Южная баптистская конвенция , 16 136 044 членов
  • Объединённая методистская церковь , 7 679 850 членов
  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), 6 157 238 членов
  • Церковь Бога во Христе (пятидесятники), 5 499 875 членов

Протестанты разбиты на целый ряд церквей, поэтому Католическая церковь крупнейшая.

Государственная поддержка религиозных организаций

Государство в США оказывает косвенную финансовую поддержку религиозным организациям. Например, в 2006 году в армии США служили 2,5 тыс., офицеров-капелланов (из более 120 конфессий), которые получали жалованье из государственных средств . Ими руководил Совет по делам капелланов . Текст присяги военнослужащего США завершается словами: «Да поможет мне Бог!» .

Протестантизм

Протестантизм в США представлен множеством направлений: англиканство , пресвитерианство , лютеранство , конгрегационализм , квакерство , баптизм , методизм и другие.

История США неразрывно связана с протестантизмом. В период с 1630 по 1643 г. около 20 тысяч пуритан поселились в колониях Новой Англии , спасаясь от религиозных гонений в Англии и Шотландии . Протестантская этика, аскетизм первых поселенцев повлияли на формирование национального самосознания американцев. Без знаний Библии , хорошей репутации и безупречного образа жизни нельзя было занять никакого ответственного поста. Все решения принимались с благословения протестантского пастора .

Американское общество характеризовалось религиозным плюрализмом . Именно в Америке появилось понятие «деноминация », поскольку господствующих, государственных церквей там не было. Каждая протестантская деноминация стремилась привлечь на свою сторону как можно больше верующих. Члены каждой деноминации селились отдельно, пытаясь строить на новом месте свой идеал церкви и государства. Так, к примеру, колония Род-Айленд была основана баптистами , а в Пенсильвания проживали квакеры . Последователи малочисленных групп, таких как социниане , менониты , пиетисты , гернгутеры , образовывали округа и города. Самой многочисленной деноминацией стал методизм .

Исследования Pew Research Center 2007 года были широкомасштабными и показали разницу взглядов в среднем между протестантами основных церквей и евангельских: первые в большем числе продемонстрировали либеральные взгляды и рационализм , в то время как вторые в большем числе разделяют консервативные убеждения и традиционную веру. Мейнстрим-протестанты в среднем меньше соблюдают традиционную практику религиозной жизни: менее часто посещают богослужения, молятся и читают Библию .

Наиболее сильны позиции евангельских христиан в так называемом Библейском поясе , ядром которого традиционно являются Южные штаты .

В середине XX века появился такой феномен, как мегацеркви – религиозные организации с десятками тысяч прихожан, бизнес-структурой и гигантскими доходами. Их число за последние полстолетия выросло с 16 до 1 300. Службы в них, нередко сопровождающиеся концертами звезд эстрады и другими яркими мероприятиями, привлекают множество неофитов , особенно молодежи . Другим религиозным феноменом современности стал телевангелизм . Некоторые телевангелисты являются пасторами, читающими проповеди и в более традиционных богослужебных учреждениях, однако большинство их последователей слушают их проповеди по радио и телевидению. Многие телевангелисты щедро обещают своим последователям материальное, финансовое, физическое и духовное благополучие (en:prosperity gospel). Некоторые телевангелисты располагают значительными активами, дорогими автомобилями, недвижимостью, или даже частными самолётами.

Однако в 2012 г. число представителей взрослого населения США, исповедующего протестантизм, достигло самого низкого уровня в 48%, впервые упав ниже 50%. Одну из причин произошедшего эксперты видят в том, что за последнее время выросло число американцев, не определивших свою религиозную принадлежность. Как показало исследование The Pew Forum on Religion & Public Life, об этом заявило около 20% американцев. В 2007 г. их число составляло 15% .

Православие

В США действует частично признанная автокефальная поместная православная церковь – Православная церковь в Америке , получившая автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году . Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная – Американская архиепископия и Украинская православная церковь в США Константинопольского Патриархата , также Патриаршие приходы в США и Русская православная церковь за границей Московского патриархата .

Всего в США, согласно подсчетам социологов 1,1 млн православных верующих. Согласно официальным данным на 2012 год в канонических православных приходах США сейчас состоит 797 тыс. 600 чел., при этом регулярно (то есть еженедельно) участвуют в приходской жизни 209 тыс. человек. При этом 797,6 тысяч человек разделяется по юрисдикциям следующим образом :

  • Греческая американская архиепископия (Константинопольский Патриархат) – 476 000
  • Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки – 75 000
  • Сербская Православная Церковь в США и Канаде – 68 000
  • Украинская православная церковь в США (Константинопольский Патриархат) – 23 000
  • Румынская православная архиепископия Америки и Канады – 11 200
  • Американская Карпаторосская православная епархия (Константинопольский Патриархат) – 10 500
  • Викариатство палестино-иорданских общин в США (Константинопольский Патриархат) – 6 800
  • Болгарская православная епархия в США, Канаде и Австралии – 2 600
  • Грузинские православные приходы в США – 900

Исторически Америка тесно связана с протестантизмом. Христофор Колумб открыл «Новый мир» 10 октября 1492 года, что дало начало экспансии европейских государств в Северную Америку. Первым британским поселением считается городок Джеймстаун (Jamestown) в штате Вирджиния (Virginia), которое основано в 1607 г.

В северо-восточной части Соединенных Штатов Америки находился историко – географический регион Новая Англия. В 1620 г. туда прибыли пуритане – британские эмигранты, которые преследовались англиканской церковью потому, что хотели «очистить» ее от остатков католицизма (литургии и теологии). В результате так наочищались, что аж вынуждены были эмигрировать в Америку. В исторической литературе США их называют «паломники». Они ввели на столько жесткие общественные правила, что даже легкие развлечения считались грехом. представители всех протестантских направления, которые прибывали в северную Америку были убеждены, что это ничейная земля, что дает возможность создать новое общество построенное на их ценностях и нравственности.

Увеличение количества эмигрантов из всех уголков Англии привело к учреждению 13 колоний. На севере находились: Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, по середине: Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, а на юге: Мэриленд, Вирджиния, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия. Вместе с тем, на территории Северной Америки проживали местные племена индейцев, которые в ледниковую эпоху прибыли из Азии продвигаясь через Берингов пролив. В начале они заселили Аляску, а затем и просторы Америки.

В 1790 г. количество население США составляло 4 млн. человек из которых: 700 тысяч – это были чернокожие невольники, а 98% белого населения – протестантами. Что касается Индейцев, то их популяцию вообще не принимали во внимание. Они считались дикими людьми из трущоб, которые препятствовали развитию тогдашнего американского общества.

Южную часть континента взялись колонизировать Испанцы, которые крестили Индейцев и прививали им католическую веру. Вот почему Латинская Америка – это католики, которые эмигрируя в США увеличивают процентное соотношение этого направления христианства.

Протестанты , которые заселили британские колонии славились тем, что имели основательное религиозное знание, были людьми набожными, а их церкви были переполнены верующими. Все открытые заседания у них начинались молитвой, а стиль жизни характеризовался принципом свободы совести, а потому согласно первой поправки к Конституции 1791 года религиозные символы и молитвы отсутствуют в общественном пространстве. Однако согласно действующего закона Рождество – это выходной, а Президент может поздравить американскую нацию словами: «Благослови Господи Америку!» (God bless America).

Не смотря на это, религия занимала важное место в жизни Американцев. Доказательством этого были полосы газет, где первые страницы были посвящены проповедям выдающихся священнослужителей, большой популярностью издавались религиозные журналы, а также публичные дебаты на теологические темы, которые спонтанно устраивались на улицах и площадях. Все это продолжалось до XIX века и вошло в историю, как «золотой век» проповедничества. На банкнотах и монетах не трудно было найти надпись: «Мы верим в Бога» (In God we trust).

Больше всего последователей до XIX века имели баптисты и методисты. Несмотря на то, что первые из них выводятся из кальвинистского течения, они пришли к выводу, что учения про назначение (предестинацию) противоречит индивидуальным успехам и вере.

Напомним, что кальвинизм – одно из протестантских течений, что выводится из Франции. В доктрине говорится о том, что избранные к вечной жизни уже есть, а их назначение подтверждается финансовыми и материальными успехами. Этим всем достигнутым нельзя пользоваться для удовлетворения личных потребностей, потому что оно приобретается для того, чтобы показать Богу, что порученные богатства умножаются (как в притче о талантах – Мф 25, 14-30). Соответственно те, кто их достигает уже спасен при жизни, а те, кому не удается этого сделать – осужден на вечные страдания в аду. Однако, доктрина Кальвина является результатом неправильного, субъективной трактовки учения Иисуса Христа в Евангелии. Между прочим Апокалипсиса Святого Иоанна (7,4-8), когда речь идет о количестве избранных к жизни вечной. Однако цифры в Библии имеют символическое значение, а потому учение Кальвина субъективное. Считается, что оно породило капитализм.

Баптисты происходят из Англии. После эмиграции в Америку они очень распространились и набрали популярность в большей части страны. Их главными идеями воплощенными в обиход стало крещение взрослых, отрицание учения Католической церкви о чистилище и внедрение широкомасштабной миссии среди чернокожих рабов на юге США под лозунгом: «Пробудитесь». Стоит сказать, что в современных реалиях они имеют очень много приверженцев среди чернокожего населения.

В 1830 году Джозеф Смит-младший публикует свою Книгу Мормона , которая породила новое религиозное течение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которое основывалось на учении Иисуса коренным народам Доколумбовой Америки.

Другим популярным протестантским течением методизма считается евангелистско-методистская церковь (Evangelicalist Metodic Church), которая тоже выводится из Англии. Одним из самых известных ее представителей является Френсис Скотт Кей (Francis Scott Key), который наблюдая атаку британцев на форт Мак-Генри в 1814 году, написал поэму «Оборона форта Мак-Генри» (Defence of Fort M”Henry). Отрывок под названием «Знамя, усыпанное звездами» (The Star-Spangled Banner) стал Национальным гимном США. Таким образом, это стало окончанием первой фазы строительства американской нации.

В ХХ веке Европа начала лаицизмироваться, то есть религия в США начала постепенно устраняться из общественного пространства. В Германии в 1881-1882 годах дошло даже до того, что Фридрих Ницше начал проповедовать воинствующий атеизм и так далеко зашел в своей фальшивости обучения, что провозгласил «смерть Бога». Такая философия вдохновила Адольфа Гитлера в преступлениях против человечества, включая массовое уничтожение евреев. Однако оказалось, что Бог «умер» для них обоих, в результате чего, они потеряли свою нравственность и достоинство, а Гитлер для многих превратился в символ чистого зла.

События второй Мировой Войны заставили американцев задуматься и понять, что лаицкая идеология, очень опасна. Большинство американского общества убедилась, что только Бог может спасти США перед наступлением врагов.

В период II Мировой войны Соединенными Штатами Америки руководили политические элиты, которые выводились из либеральных протестантских течений. Самыми известными их представителями были: Франклин Делано Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt), Гарри Трумэн (Harry S. Truman) и другие. Их видение социально-политической ситуации способствовало постепенному сближению протестантов, католиков и евреев.

  Моды на майнкрафт 1.7 10 привет сосед. Видео обзор карты

Однако никто не мог предсказать, что в 60-х годах ХХ века молодежь «захватит» волна рок”н”рола, они восстанут против обычаев своих родителей, материализма тому подобное. Моральные ценности американского общества в том числе религиозные сильно зашатались. Массовые скопления молодежи на концертах, стремительное распространение наркотиков, развитие сексуальной раскрепощенности и свобода сексуальных взглядов – вызвало всеобщую мобилизацию консервативных протестантских движений на фоне моральной деградации общества в США.

В 1970 году проповедник из Северной Каролины Холл Линдси издал книгу «Покойная великая планета Земля» (The late great planet earth), которая стала неофициальным учебником американских протестантов-фундаменталистов . Она была посвящена вопросам, которые человечество задавало протяжении веков – когда будет конец света и как его распознать?

Одних из протестантских фундаменталистов Пэт Робертсон (Pat Robertson) отмечал, что христианской Америке грозит «гуманизм и социализм», а национальные трагедии такие, как убийство Дж.Ф. Кеннеди (J. F. Kennedy), повышение цен на нефть и др. – это кара Божья за то, что Верховный суд США запретил молитвы в публичных школах. Впоследствии, христианская рука стала опорой для Республиканской Партии, как когда-то в свое время были профсоюзы для демократов.

Католическая церковь учит, что никто не знает, когда будет конец света, чего нельзя сказать про протестантские круги в США, которые постоянно спекулируют на эту тему. Они считают, что доказательством правильности их рассуждений являются различные отрывки из Библии, которые они по-своему интерпретируют.

Социальные исследования показывают, что около 40% Американцев верят, что конец света наступит в результате битвы добра и зла. А потому не удивительно, что книги с апокалиптическим содержанием становятся бестселлерами. Одной из них может быть книга «Оставленные» (Left behind) протестантского пастора Тима Лахайе (Tim LaHaye). В ней речь идет о людях, которые остались после Вознесения. Над миром воцарился антихрист (далее собраны самые страшные кошмары американцев) – он был румыном, его звали Николае Карпати, он занимал пост генерального секретаря ООН и находился в Багдаде (Ирак). Его противовесом был никто иной, как Президент США. Таким образом не только играл национальными чувствами американцев, но и заработал много денег.

Если речь идет о религиозных убеждениях, то несмотря на большое количество аморальных медиа материалов (особенно фильмов), которые от туда поступают, далее остаются одним из самых религиозных государств (на уровне с Ирландией и Польшей).

Церкви в Соединенных Штатах Америки, всегда пользовались большой популярностью среди населения независимо от того, протестантские, католические или другие (потому что очень много религиозных групп претендует на этот статус, в то время, когда де факто они остаются сектами). На протяжении веков количество формально верующих прихожан постоянно увеличивалось: в 1776 году их было 17%; в 1982 – 62%. За последние 30 лет около 35-40% населения регулярно приходило в церковь на мессу. Некоторые ученые считают, что выносливость религиозных убеждений в Америке и увеличения участия в мессах связаны с тем, что религия в этой стране плюралистическое (everything goes) и постоянно развивается (Putnam 2008). Это означает, что нет одной четкой доктрины, что помогает отличить истинные ценности от манипуляций. Этим пользуются аферисты, которые под словами «церковь», «религия», «сообщество» скрывают свои цели – легкой наживы на тех, кто ищет пути истинного.

Американцы развивают межличностные отношения посредством участия в различных обществах (associations). Они также ходят в разные протестантские, католические и другие церкви и религиозные сообщества не только потому, что хотят помолиться, а и потому, что таким образом они развивают общественные отношения: общаются, обсуждают разные темы, знакомятся с интересными людьми, углубляют свою веру. В зданиях протестантских церквей, проходят различные тренинги, семинары на общественные темы (как на пример СПИД, анонимные алкоголики и др.). Религиозные сообщества так же создаются при католических приходах.

Не редко можно увидеть, что вокруг протестантских церквей есть центры отдыха, тренажерные залы, джакузи. Хорошим примером является Crystal Cathedral в Garden Grove с центром Family Life Center. В период 1981-2010 гг он принадлежал протестантам, однако обанкротился, после чего 7 июня 2010 года его выкупила католическая диецезия Orange (Калифорния).

Социализацию американцев можно увидеть возле храмов и в кругах верующих. Она проявляется в том, что люди встречаются после воскресных месс, пьют чай, кофе, едят пирожные и разговаривают между собой. Иногда круг храмов устраиваются благотворительные акции, а собранные деньги перечисляются на конкретный цель. На практике это выглядит так, что прихожане прихода готовят различные пирожные, печенье и т.д. и после мессы (обычно в воскресенье) продают все это за символическую цену.

Некоторые протестантские инициативы пошли еще дальше: в церквях проводятся различные семинары, на которых желающие учатся говорить речи, организовывать встречи, решать спорные вопросы и др..Согласно результатам опросов, принадлежность к религиозным организациям связана с активной общественной деятельностью и гражданской позицией, которая проявляется в участии в выборах, исполнении обязанностей присяжных в судах,добрососедских отношениях и др..

Позитивное восприятие религии в США часто бывает связано с активной общественной деятельностью, которая проявляется через добрые отношения с соседями и большое количество знакомых. Активное участие в религиозных практиках (в протестантской или католической церквях) увеличивает количество межличностных контактов. Это положительно влияет на формирование и развитие гражданской позиции, которая является важным элементом проживания в американском обществе. Социологические исследования показывают, что лица, которые регулярно ходят в храм имеют на 40% процентов больше встреч вне дома. Кроме того, активное религиозное участие должно существенно влияет на желание помогать и поддерживать других. Среди общего количества верующих в США 75-80% процентов дают деньги на благотворительность, волонтерской деятельностью занимаются 55-60% лиц, по сравнению 30-35% не религиозных лиц.

Ежегодно американские религиозные сообщества жертвуют 15-20 миллионов долларов на так называемые общественные услуги, которые включают помощь бедным, поддержку людей после природных катаклизмов и т.д.. В 1998 году почти 60% религиозных общин заявило о том, что они занимались поддержкой общественных услуг, развитием локальных сообществ и кооперационных проектов. По данным «Партнеров святых мест» (Partners for Sacred Places) около 93% протестантских общин финансировали пищевые банки, группы психологической поддержки, программы отдыха и т.д., а всем этим воспользовалось 80% лиц из-вне сообщества.

В афроамериканских кругах, протестантская церковь занимает особое значение, ведь в прошлом именно здесь находились очаги борьбы за их гражданские права. Кроме того, чернокожие американцы считаются одним из наиболее религиозных представителей сегодняшней Америки. Исторически сложилось, что принадлежность к протестантской церкви, а особенно сочетание в нем общественных и религиозных дел было «колыбелью» общественного сознания афроамериканцев и местом развития сознания их гражданских прав.

Исследования, которые проведены во ІІ половине ХХ века показывают, что активное участие в религиозных практиках принимало только 40-45% американцев. Что касается остального американского общества, то религиозное сознание американцев в течение последних 50 лет было стабильным. Большинство заявляет, что верует в Бога, а 4 человека из 3 – в жизнь вечную. Однако в период с 60-х до 90-х количество лиц, которые открыто говорили о своей религиозной принадлежности сократилось на 10%, а тех кто считает себя не религиозными заметно увеличилось – в 1967 году их количество выросло на 2%, в 90-х – на 11%.

Ранее считалось, что пожилые люди более религиозны, чем молодежь, однако оказалось, что 70-90-х годах участие лиц пожилого возраста (за 60 лет) в практиках религиозных уменьшилась на 10-20%. Молодые люди не только реже приходят в церковь в широком смысле этого слова, но в сравнении до своих ровесников прошлых десятилетий их участие в религиозных практиках заметно сократилось. Другая тенденция, которую заметили ученые, свидетельствует о том, что поколение бэйби-бумов (все те, кто родился в период между 1946 и 1964 гг.) было негативно настроено к религиозным институтам, чего нельзя сказать об их родителях, которые были более религиозными.

Это дает основание социологам утверждать, что со сменой поколений, уходом старших лиц, уровень участия в религиозных практиках будет уменьшаться. Как и большинство социологических процессов, секуляризация американского общества не очень заметна в реальной жизни и почти не заметна в сравнении с Европы. Старый континент (особенно Западная Европа) с большим темпом отказывается от христианских ценностей, на которых построено ее культурологические фундаменты.

Американское поколение Х – лица, которые родились в 1963-1975 годах, тоже не характеризуется особой религиозностью. В 1966 году проведено исследование в ходе которого респондентов спрашивали о религиозном признании. Часть из них – 7% ответила, что не признает никакой религии. Когда опрос повторился в 1997 году, их стало уже 14%. Это свидетельствует о том, что религиозность американской молодежи постепенно уменьшается со сменой поколений.

Общество в США постепенно разделяется на тех, кто активно практикует религиозные практики и тех, которые не связаны ни с одним вероисповеданием. Особенно активный процесс отхода от религии происходит в северо-восточной части США, в то время когда в южной части (которую называют «Библейский пояс» (Bible Belt) – это явление почти не заметно.

К вышесказанному стоит также добавить, что в Соединенных Штатах Америки существует конкуренция между церквями, которые пытаются переманить и собрать как можно больше верующих. Такие «решения» – это обычное дело в США. По словам американских историков религии Роджера Финке (Roger Finke) и Родни Старк (Rodney Stark) раньше бывало так, что «бунтовщики», более дисциплинированные и подобные сектантские религиозные движения, которые меньше подверглись секуляризация перетягивали верующих других «престижных» верований.

Теперь религия в жизни современных американцев является источником социальной жизни, главное место в которой занимает общество (круг – ближайших знакомых, анг. community). Религиозные организации занимаются благотворительностью и существенно влияют на общественную жизнь американцев. Однако в наше время в религиозной сфере наблюдаются изменения, тесно связанные со сменой поколений, их убеждениями и ценностями. В ХХІ веке американцы реже ходят в церкви (протестантские, католические или другие), чем это было 30-40 лет назад. Кроме того, по мнению Роберта Патнама – ныне религиозные сообщества меньше прикладывают усилий к развитию американского общества, чем это было прежде.

Итак, сегодня Америка другая чем была век назад. Общество существенно изменилось во всех смыслах, а это задело и религиозную сферу. Взгляды американцев изменились. Молодая генерация утратила задор и желание поддерживать ценности предыдущих поколений относительно религии. Не смотря на это, на фоне общей секуляризации (атеистического отворачивания от религии), охвативший Западную Европу (где христианские ценности и нравственность пытаются отбросить, как немодные, а безнравственные поступки прикрывают «свободой выбора»), американский подход к вере и религии почти не изменился.

Американское понимание религии в протестантских и других кругах бывает очень своеобразное и субъективное. Этот факт не мешает открытости на религию. Будучи в США можно открыто заявить, что «Я верю в Бога!» и о своей религиозной принадлежности. В подавляющем большинстве окружающие на это нормально реагируют, ведь они сами не стесняются об этом открыто сказать.

Для Американцев церковь (преимущественно протестантская, хотя в последнее время растет доля католической церкви и других) – это больше чем культовое сооружение, ведь это место встречи с Богом, и создание религиозной общины. Именно там формировалась американское самосознание, которое позже сформировало нацию. Храм продолжает быть местом создания общин и общественных отношений. Афроамериканцы имеют особый сентимент к протестантской церкви в Америке, ведь это место где создавалось и отшлифовывалось их гражданское сознание.

От самого начала существования Соединенных Штатов Америки, нация имеет убеждение, что Бог их всегда поддерживал и поддерживает. Ярким доказательством этого является надпись на денежных банкнотах: «Мы веруем в Бога»!

Если вы недавно прочитали книгу, то присоединяйтесь к нашему призыву и проголосуйте за нее!
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
3lions
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности