Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Сегодня я расскажу о том, как устроено автомобильное движение в Южной Африке, о дорогах, дорожных знаках и автомобилях на примере Дурбана, одного из самых крупных городов в ЮАР.


2. Автомобильное движение в ЮАР очень развито. Протяженность автомобильных дорог в стране более 200 тыс. километров (для сравнения, железных дорог здесь около 20 тыс. км). В стране действует левостороннее движение, дороги по большей части отличного качества. Автомобилей очень много, включая все известные мировые бренды.

3. Конечно, многие дороги отремонтировали к чемпионату мира по футболу. Вот даже специальные знаки повесили, указывающие на стадион.

4. Топливо представлено двумя версиями 95-го бензина (с содержанием металлов и без) и одной версией дизеля.

5. Оптовая цена на солярку – 7.79 рандов (1 доллар ~ 7.8 ранда). В розницу бензин и солярка примерно стоит примерно одинаково – R8.1.

6. Все дорожные знаки на трассе устанавливаются на деревянные столбы. В городах используют преимущественно стальные трубы.

7. В стране построена огромная сеть платных автомагистралей.

8. Говорят, что стоимость проезда не слишком низкая, но зато экономится очень много времени. Автомагистрали имеют минимум по три полосы для движения в каждом направлении.

9. На некоторых участках для грузового транспорта запрещают движение в крайней правой полосе.

10. Автомобильные перевозки по стране очень развиты.

11. На опасных участках знаки дополняют двумя мигающими лампами оранжевого цвета, которые включаются в темное время суток.

12. При желании, всегда есть альтернатива платным автодорогам (обознаются буквой Т).

13. Изящные стрелки направления движения по полосам на автомагистрали. Все знаки изготавливаются из узких горизонтальных полосок, которые наклеиваются на железное основание.

14. Теперь посмотрим на то как устроено автомобильное движение в Дурбане. Центр города имеет квадратно-гнездовую планировку, преимущественно с односторонним движением. Все технические люки на асфальте отмечают оранжевой краской со стрелкой указателем.

15. Те, кто верит в бога, обычно сообщают окружающим о своем выборе с помощью наклеек на заднем стекле автомобиля. Некоторые клеят надпись “Report bad driving” и номер телефона полиции.

16. На удивление, в такой жаркой южной стране совершенно не популярна автомобильная тонировка. Даже практически отсутствуют автомобили с заводской тонировкой задней полусферы. Эта полицейская машина судя по всему единственное исключение, затонированная в ноль вместе с лобовым стеклом.

17. Да, в ЮАР совсем не развит общественный транспорт. То есть больших автобусов практически нет вообще, а есть вот такие небольшие маршрутки, которыми пользуется исключительно черное население.

18. Оригинальный способ для охлаждения бутылки с помощью присоски для стекол.

19. В городе много такси, которые представлены преимущественно автомобилями Тойота конца прошлого века. У таксистов очень распространен “колхозный” тюнинг, который включает огромное количество хромированных накладок, прикольные наклейки (таракан клевый) и самое главное – установка узкой резины на широкие литые диски, одновременно с лифтом задней подвески.

20. Платные парковки реализованы очень просто – ставишь автомобиль, оплачиваешь в рядом стоящем автомате парковку и кладешь чек под лобовое стекло. Полиция ходит и проверяет наличие чеков и в случае отсутствия вызывает эвакуатор.

21. Знак запрещающий стоять под зонтиком за столом. Про остальные знаки не связанные с автомобильным движением в следующих репортажах.

22. В жилых кварталах кладут лежачих полицейских, чтобы народ не гонял.

23. Вообще, автомобили очень популярны в ЮАР. Очень широко представлена вся сервисная инфраструктура.

24. От магазинов автозапчастей, до продажи новых и б/у автомобилей.

25. Также в Южной Африке находятся собственные производства Тойоты, Мазды и БМВ. Например, последних на дорогах очень много. “Копейка” БМВ здесь распространена примерно также, как и Мазда 3 в Москве. Дорогих автомобилей тоже очень много.

26. Поворотная секция на светофорах представлена не только зеленым, но и красным сигналом. Это сделано для того, чтобы в случае перегорания зеленой лампы в дополнительной секции водители не впадали в ступор. А еще в случае изменения схемы работы светофора на него обязательно вешают знак об изменении интервалов работы. В случае, когда светофор выключают – то на нем мигает не желтый сигнал, как у нас, а красный.

27. Водосточные канавы и люки расположены под тротуарами.

28. Грузовые перевозки осуществляют на длинных автопоездах с составными прицепами.

29. Часто дорожное полотно сделано из бетона. В случае ремонтных работ временные знаки прижимают мешкам с землей, чтобы их не унесло ветром.

30. И всегда ставят живого человека, который предупреждает о том, что дальше на дороге будет сужение.

31. На светофорах продают охлажденные напитки.

32. Или ходят попрошайки. Причем следует обратить внимание, что он не просто попрошайничает, и предлагает свои услуги по сбору мусора. То есть благодаря ему на дорогах существенно меньше мусора.

33. А в Дурбане даже многоярусные паркинги есть в центре города.

34. В следующих частях я расскажу об апартеиде и жизни белых, черных и цветных людей в ЮАР.

Еще репортажи из путешествия в Южную Африку с Kia Motors.

Содержание статьи

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ЮАР. Государство на юге Африки. Столица – г.Претория (1,9 млн. чел. – 2004). Территория – 1,219 млн. кв. км. Административно-территориальное деление – 9 провинций. Население – 46,3 млн. чел. (2005). Официальные языки – африкаанс, английский, исизулу, исикоса, исиндебеле, сесото са лебоа, сесото, сетсвана, сивати, тшивенда и хитсонга. Религии – христианство и др. Денежная единица – ранд. Национальный праздник – 27 апреля – День Свободы (1994). ЮАР – член более 50 международных организаций, в т.ч. ООН с 1946, Движения неприсоединения, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1994, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Сообщества развития Юга Африки (САДК) с 1994, член Содружества (объединение стран, входивших в Британскую империю) и др.

Городское население составляет 64% (2004). В городах проживает ок. 80% «белого» населения. Крупные города – Кейптаун (ок. 4 млн. чел. – 2005), Дурбан, Йоханнесбург, Порт-Элизабет, Питермарицбург и Блумфонтейн.

Среди приехавших в страну на постоянное место жительства в кон. 1990-х – нач. 2000-х много граждан Зимбабве, принимавшего в свою очередь беженцев из ЮАР в годы режима апартеида (в 2004 в ЮАР находились 2 млн. зимбабвийцев), Нигерии, Китая и Великобритании. По сложившейся традиции в ЮАР на работу в шахтах и на фермах приезжают трудовые мигранты из Свазиленда, Лесото и Ботсваны (для работы на шахтах ежегодно из Ботсваны официально иммигрируют 12 тыс. чел., а ок. 30 тыс. чел. работают нелегально в обрабатывающей промышленности и на фермах).

Существует русская диаспора, в которую входят как потомки российских золото- и алмазоискателей, приехавших в ЮАР в 1870-е, так и эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917. Есть также и российские предприниматели, иммигрировавшие в страну в 1990–2000.

Эмигранты из ЮАР живут в Намибии и др. африканских странах. Стоит проблема т.н. «утечки мозгов». В 2003 из ЮАР в США, страны Европы, Австралию и Новую Зеландию эмигрировали более 10 тыс. чел., среди которых было много медицинских работников (в т.ч. ок. 200 опытных врачей), бухгалтеров, учителей (ок. 700 чел.), а также специалистов в области информационных технологий.

С 2000-х разрыв между численностью эмигрантов и иммигрантов медленно сокращается.

Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Религии.

Законодательно закреплена полная свобода вероисповедания. Более 80% населения составляют христиане (большинство протестантов). Распространение христианства началось в серед. 17 в. и связано с деятельностью европейских миссионеров. В г.Мидранд, расположенном недалеко от столицы, находится храм преподобного Сергия Радонежского (первая русская церковь на Юге Африки). Действуют ряд христианско-африканских церквей, возникших в 1880-х на базе раскольнических движений. Часть африканцев придерживается традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, хранителей домашнего очага, сил природы и др.). К мусульманской общине (большинство исповедуют ислам суннитского направления) относятся капские малайцы, индийцы, выходцы из северного Мозамбика и др. Среди индийского населения есть также шииты-исмаилиты. Существует община индуистов. Распространен иудаизм, насчитывается ок. 200 иудейских обществ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государственное устройство.

Парламентская республика. Действует конституция, принятая в 1996. Главой государства и главнокомандующим вооруженными силами является президент, который избирается во время первого после выборов заседания Национальной ассамблеи из числа ее депутатов. Срок полномочий президента – 5 лет, он может быть избран на этот пост не более двух раз. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, который состоит из Национальной ассамблеи (400 мест) и Национального совета провинций (НСП, 90 мест). Депутаты Национальной ассамблеи избираются на основе пропорционального представительства от провинций на 5-летний срок. НСП выполняет функции сената, координирует деятельность всех регионов. Состав НСП: 54 постоянных представителей от провинций (по 6 от каждой из 9-ти провинций) и 36 альтернативных представителей (по 4 от каждой провинции).

Усиление расовой дискриминации.

Апартеид стал краеугольным камнем политики Национальной партии. Принятый в 1949 закон запрещал браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрации населения» от 1950 предусматривал классификацию и регистрацию жителей Южной Африки по расовому признаку, в соответствии с принятым в том же году законом «О расселении по группам» были созданы т.н. «этнические» зоны – расовые гетто для африканцев, цветных и индийцев, где те имели право владеть собственностью. Правительство добилось принятия поправок к конституции, изменивших избирательные права цветного населения Капской провинции: теперь оно могло избирать в парламент четырех белых депутатов. Заявив, что в соответствии с Вестминстерским статутом отпала необходимость получения в парламенте необходимого большинства в две трети голосов, как это предусматривал «Акт о Южной Африке» 1910, который лег в основу конституции ЮАС, в 1951 правительство простым большинством голосов провело закон «О раздельном голосовании». Последовавший за этим конституционный кризис был преодолен в 1955 увеличением числа членов Сената таким образом, что правительство всегда могло рассчитывать на необходимые ему две трети голосов. Принятый в 1959 закон «О самоуправлении банту» предусматривал создание на территории Южной Африки новых политических институтов – бантустанов (первый из них, Транскей, был создан в 1963). Закон предусматривал, что в 1960 будет отменено представительство африканского населения в нижней палате парламента тремя белыми депутатами. В 1960-х годах процесс разделения населения по расовому признаку и африканцев по языковому принципу был продолжен. Законодательные акты, принятые в 1963–1964, регламентировали проживание и работу в «белых» районах. В соответствии с новым законодательством 1968, цветное население Капской провинции было лишено права избирать в парламент четырех белых депутатов.

С целью дальнейшего укрепления системы апартеида в 1962 был принят закон «Об общественной безопасности», больше известный как закон о «саботаже». В соответствии с этим законом, любой человек, совершивший преступное деяние, от обычного правонарушения до убийства, или же пытающийся «осуществить или поощрить социальные или экономические изменения» в стране, мог быть без суда и следствия приговорен к тюремному заключению и даже к смертной казни. Закон «О подрывной деятельности», принятый в 1967, предусматривал задержание людей без ордера на арест, содержание в одиночной камере, содержание под арестом в течение неопределенного срока, проведение общего судебного процесса над людьми, совершившими разного вида преступления и вынесение приговора группе лиц за противозаконные действия одного человека в определенных ситуациях. По закону 1969 в ЮАС было создано Управление государственной безопасности, деятельность которого мог контролировать только министр, специально назначенный президентом. Был также принят закон, запрещающий распространение информации, наносящей вред государственной безопасности.

  Игра тренировка в спортзале. Категории: игры в зале

Положение азиатского населения.

Правительство Национальной партии отменило существовавшую систему иммиграции, по которой в 1948–1950 в страну въехало более 40 тыс. британских подданных. В 1949 с 18 месяцев до пяти лет был увеличен срок, до истечения которого эмигранты из стран Содружества, возглавляемого Великобританией, не получали избирательных прав. Поскольку многие африканеры не желали утруждать себя изучением английского языка, в учебных заведениях была отменена система обучения на двух языках. В 1961 ЮАС вышел из состава Содружества и провозгласил себя Южно-Африканской Республикой, избежав тем самым резкой критики со стороны азиатских и африканских членов Содружества.

Долгое время считалось, что индийское население, сосредоточенное главным образом в провинции Натал и в значительно меньшей степени в Трансваале, невозможно ассимилировать. Правительством Южной Африки была разработана целая система поощрений, чтобы побудить индийцев выехать из страны. Но многие индийцы преуспели на новой родине и стали обзаводиться собственностью, что вызывало растущую озабоченность белого населения Натала. В 1940 и 1943 работали комиссии по расследованию «проникновения» индийцев в страну, в 1943 были урезаны права индийцев на владение собственностью в ЮАС. По закону 1946 были установлены районы страны, где выходцы из Индии имели право владеть собственностью. После 1950, в соответствии с законом «О расселении по группам», многих индийцев насильно переселили в отведенные для них районы.

Организации небелого населения.

До прихода националистов к власти в 1948 и в последующие годы деятельность организаций небелого населения, исповедовавших ненасильственные методы борьбы, не оказывала большого влияния на политическую жизнь страны. Ведущей организацией африканского населения стал созданный в 1912 Африканский национальный конгресс (АНК), который до 1960 придерживался ненасильственных методов противостояния режиму белого меньшинства.

Предпринимались попытки создать профсоюзы африканских рабочих. Однако созданный в 1917 Союз работников промышленности и торговли и возникшая в 1928 Южноафриканская федерация профсоюзов утратили свое влияние к началу 1930-х годов.

На протяжении многих лет основным выразителем интересов цветного населения была созданная в 1902 Африканская политическая организация (впоследствии она переименовала себя в Африканскую народную организацию). В 1909–1910 она безуспешно пыталась распространить избирательные права, которыми пользовалось цветное население Капской провинции, на цветных северных провинций. В 1944 был образован Национальный союз цветного населения, который призывал к сотрудничеству скорее с белыми властями, чем с африканским большинством населения ЮАС.

В 1884 живший в ЮАС Ганди создал Индийский конгресс Натала, который в 1920 влился в Южноафриканский индийский конгресс (ЮИК). Именно индийцы внесли в политическую борьбу методы ненасильственного сопротивления. В годы Второй мировой войны ЮИК перешел к более решительным действиям и стал выступать за единство небелых сил, что в конечном счете привело к объединению усилий ЮИК и АНК.

В 1952 началась кампания ненасильственных действий против дискриминационных законов, в ходе которой были арестованы 10 тыс. африканцев. Правительство жестоко подавило выступления небелого населения. В марте 1960 созданный в 1959 радикальный Панафриканский конгресс (ПАК) организовал массовую демонстрацию в Шарпевиле, которая была разогнана полицией, при этом 67 демонстрантов были убиты. После этого правительство запретило деятельность АНК и ПАК, которые отказались от ненасильственных методов борьбы и ушли в подполье.

В 1960-х – начале 1970-х годов ЮАС переживала период экономического процветания. Правительство обеспечивало внутреннюю безопасность страны путем укрепления сил полиции и модернизации и увеличения численности армии.

Выступления африканского населения. После падения португальской колониальной империи в Африке в середине 1970-х годов правящий режим ЮАР столкнулся с серьезной угрозой. В 1974–1975 национально-освободительная борьба в Мозамбике завершилась приходом к власти леворадикальных африканцев, которые предоставили политическое убежище партизанам, сражавшимся с режимом белого меньшинства в Южной Родезии (совр. Зимбабве). Южноафриканская полиция оказывала содействие правительству Южной Родезии. В Анголе после ухода португальцев началась гражданская война между соперничающими группировками, которые вели вооруженную антиколониальную борьбу. ЮАР оказывала помощь той из них, которую поддерживали США. Однако победу в 1976 одержала группировка, пользовавшаяся поддержкой СССР и Кубы. Таким образом, соседом Юго-Западной Африки (совр. Намибия) стал режим, враждебный ЮАР. Национально-освободительное движение охватило и значительную часть территории самой Намибии. ЮАР безуспешно пыталась создать в этой стране многорасовое независимое правительство, в которое не должны были входить деятели национально-освободительного движения, и в 1990 юаровские войска были выведены из Намибии.

16 июня 1976 расовые беспорядки захлестнули саму ЮАР. В этот день студенты черного пригорода Йоханнесбурга Соуэто, где проживали ок. 2 млн. жителей, выступили с требованием отменить африкаанс в качестве обязательного языка в школах. Полиция открыла огонь по студентам, после чего беспорядки перекинулись на территорию всего Соуэто. Хотя правительство пошло на уступки студентам, до конца 1976 среди городского африканского населения продолжались выступления против режима апартеида. При подавлении беспорядков были убиты более 600 африканцев.

В 1970-х – начале 1980-х годов ок. 3,5 млн. африканцев были насильственно выселены на территорию бантустанов, созданных по этническому принципу. 26 октября 1976 правительство ЮАР объявило о предоставлении «независимости» бантустану Транскей, 6 декабря 1977 – Бопхутхатсване, 13 сентября 1979 – Венде и 4 декабря 1981 – Сискею. Миллионы африканцев, жившие в бантустанах и приписанные к ним, были лишены гражданства ЮАР.

В 1977 в полицейских застенках был убит один из лидеров движения африканцев Стивен Бико. В том же году власти ЮАР запретили практически все организации, выступавшие против политики апартеида. На этом фоне возросло число диверсионных актов АНК против государственных предприятий и учреждений. В июне 1980 произошли массовые беспорядки в Кейптауне, в ходе которых были убиты более 40 человек.

Новая конституция.

В 1983 премьер-министр П.В.Бота выступил с предложением внести в конституцию изменения, которые предусматривали некоторое участие цветного и азиатского населения в органах власти. Несмотря на упорное сопротивление со стороны самых консервативных элементов белого населения и противодействие со стороны африканцев, предложенные конституционные изменения получили поддержку большинства белого населения на референдуме, проведенном в ноябре 1983. 3 сентября 1984 вступила в силу новая конституция, в соответствии с которой президент Бота стал также главой исполнительной власти и был создан трехпалатный парламент (представителей белых, цветных и индийцев). Большинство цветного и индийского населения сочло реформы недостаточными и отказалось участвовать в выборах.

Продолжалась вооруженная борьба АНК против режима апартеида. Новое поколение африканской и цветной молодежи устраивало уличные беспорядки, вступало в стычки с полицией и нападало на тех африканцев, которые сотрудничали с режимом белого меньшинства. Демонстрации были запрещены, но похороны погибших от пуль полицейских африканцев превращались в многотысячные митинги. Силы, оппозиционные режиму, требовали освобождения из заключения лидера АНК Нельсона Манделы .

Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Усиление борьбы против режима апартеида.

В условиях непрекращавшихся волнений органы местной власти в африканских поселениях практически перестали функционировать, и молодые активисты АНК стали создавать новые органы самоуправления. В июле 1985 правительство ввело режим чрезвычайного положения на значительной части территории страны. К концу ноября того же года были арестованы более 16 тыс. африканцев. Многие из впоследствии освобожденных рассказывали о применении пыток в застенках.

Летом 1985 ЮАР столкнулась с серьезными финансовыми затруднениями. Внешний долг страны достиг 24 млрд. долл., из них 14 млрд. приходились на краткосрочные торговые кредиты, которые должны были периодически возобновляться. По мере усиления накала борьбы с расистским режимом ЮАР иностранные банки отказывались предоставлять краткосрочные займы. В сентябре правительство ЮАР объявило о замораживании выплат иностранного долга.

Усиливая борьбу против оппозиции, правительство ЮАР пыталось создать видимость реформирования системы апартеида. В апреле 1986 были отменены законы о пропускном режиме для африканцев, но замена пропусков на удостоверения личности мало что изменила. В марте было отменено чрезвычайное положение, но уже в июне на территории всей страны были ужесточены меры по поддержанию правопорядка. Многие тысячи африканцев были брошены в тюрьмы.

Реальная власть в ЮАР все больше переходила в руки командования вооруженными силами страны. В мае 1986 южноафриканские коммандос совершили нападения на базы АНК на территории Замбии, Зимбабве и Ботсваны. В период с сентября 1984 по август 1986 в самой ЮАР были убиты более 2,1 тыс. человек, почти все они были африканцами.

На пути к реформам.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов ЮАР встала на путь постепенного отказа от политики апартеида. Этот курс правительства был в значительной степени вынужденным: экономическое положение страны значительно ухудшилось, не в последнюю очередь из-за экономических санкций, предпринятых странами ЕС, США и других государств с целью оказания давления на власти ЮАР. Кроме того, частные иностранные компании и кредиторы стали сворачивать свою деятельность в ЮАР, опасаясь дальнейшей дестабилизации. Несмотря на репрессии со стороны государства и строгую цензуру средств массовой информации, сопротивление африканского населения расистскому режиму постоянно возрастало.

В начале 1989 с П.В.Ботой случился инсульт, и вместо него руководителем Национальной партии и президентом страны стал лидер отделения партии в Трансваале Фредерик В. де Клерк . В ходе своей избирательной кампании накануне парламентских выборов 1989 де Клерк выдвинул пятилетний план демонтажа системы апартеида, который, правда, не предусматривал передачу власти африканскому большинству. Национальная партия одержала победу на выборах в парламент, но большое количество голосов получила крайне правая Консервативная партия.

Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Изменения в государственной политике начались почти сразу же после выборов. В сентябре из тюремного заключения был освобожден один из лидеров АНК Уолтер Сисулу, в ноябре была ликвидирована расовая сегрегация на пляжах и в некоторых местах проживания белого населения. В феврале 1990 правительство отменило запрет на деятельность АНК, и из заключения был освобожден Нельсон Мандела. В мае на встречах президента Ф.В. де Клерка с делегацией АНК, возглавляемой Н.Манделой, было достигнуто соглашение об условиях переговоров о новой конституции. В качестве жеста доброй воли правительство отменило чрезвычайное положение на всей территории страны, кроме Натала, а АНК приостановил вооруженные действия.

В 1991 правительство разрешило бойцам АНК, находившимся в Замбии, вернуться на родину и освободило всех политических заключенных. Были отменены два основных расистских закона – «О регистрации населения» и «О расселении по группам». Некоторые государства, в том числе США, Япония, Канада и Индия, отреагировали на эти шаги ослаблением экономических санкций против ЮАР. После 21-летнего отлучения от международного олимпийского движения ЮАР была допущена к участию в Олимпийских играх 1992.

  Тенерифе на карте испании. Карта тенерифе на русском языке

Во второй половине 1991 достоянием гласности стали факты секретного финансирования правительством движения Инката, преимущественно зулусской организации во главе с вождем Мангосуту Бутелези . Часть средств направлялась на организацию митингов этой организации, которую белые власти намеревались превратить в надежный противовес более радикальным АНК и ПАК. Правительство финансировало также тайную подготовку военнослужащими ЮАР боевиков Инкаты, многие из которых впоследствии участвовали в нападениях на население африканских тауншипов, поддерживавших АНК. Считалось, что проживавшие в рабочих общежитиях сторонники Инкаты в 1980-е – начале 1990-х годов были виновниками многочисленных кровавых столкновений, прокатившихся по черным тауншипам.

Переход к многорасовой демократии.

В декабре 1991 состоялось первое заседание Конвента за демократическую Южную Африку (КОДЕСА), форума, созданного де Клерком и Н.Манделой для обсуждения новой конституции и перехода страны к многорасовому демократическому обществу. Деятельность Конвента была подвергнута критике со стороны выступавших за сохранение апартеида белых, а также со стороны воинствующих африканских организаций, таких как ПАК, который отказался участвовать в переговорах. Тем не менее на состоявшемся 18 марта 1992 референдуме для белого населения усилия де Клерка по перестройке политической системы страны получили поддержку в соотношении 2:1.

Переговоры в рамках КОДЕСА едва не были сорваны в июне 1992, когда представители АНК и некоторых других африканских организаций заявили о невозможности продолжать работу. Этот демарш был вызван тем, что сторонники Инкаты с одобрения или даже при активном участии полиции убили по меньшей мере 45 жителей одного из черных тауншипов близ Йоханнесбурга. Спустя три месяца во время демонстрации в бантустане Сискей против местного военного правителя от рук солдат пали 35 сторонников АНК. Эскалация политического насилия вынудила Ф.В. де Клерка и Н.Манделу встретиться в конце сентября; в ходе этой встречи лидер АНК согласился на продолжение переговоров в рамках КОДЕСА. Был подписан протокол, предусматривавший, что проект новой конституции будет разработан выборным конституционным собранием и что по итогам выборов должно быть сформировано многорасовое переходное правительство. Движение Инката, которое теперь стало называться Партией свободы Инката (ПСИ), выступило против этого соглашения, и в декабре 1992 вождь Бутелези опубликовал проект конституции будущего государства в составе этнического бантустана Квазулу и провинции Натал. Консервативное крыло африканеров отреагировало на достигнутое соглашение созданием тайного комитета по мобилизации недовольного белого населения на борьбу с реформами. Конечной целью заговорщиков было создание в случае необходимости отдельного государства африканеров.

Переговоры между АНК и правительством де Клерка продолжались в 1993 на фоне непрекращавшегося кровавого террора против АНК со стороны боевиков Инкаты, которые пользовались поддержкой и защитой южноафриканских сил безопасности, продолжавших привычную практику осуществления террористических актов руками своих агентов из числа африканцев. Сторонники АНК и ПАК на убийства отвечали убийствами. 10 апреля 1993 от рук белого экстремиста погиб генеральный секретарь Южноафриканской коммунистической партии Крис Хани. В заговоре принимали участие несколько членов Консервативной партии, позднее трое из них были осуждены и посажены в тюрьму.

В ноябре 1993 19 участников КОДЕСА одобрили проект временной конституции, который в декабре был ратифицирован парламентом ЮАР, тем самым проголосовавшим за самороспуск.

Теперь уже никакие террористические акции и провокации со стороны экстремистов-африканеров и боевиков ПСИ не могли помешать переменам в жизни страны. В марте 1994 население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. В том же месяце было введено чрезвычайное положение в Натале, где ПСИ призвала к бойкоту выборов и снова обратилась к тактике насилия. Однако в последнюю минуту руководство ПСИ все же приняло решение участвовать в выборах, которые состоялись 26–29 апреля. 27 апреля 1994 вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии.

АНК пришел к власти, получив поддержку абсолютного большинства избирателей – 63%, в то время как за Национальную партию проголосовали 20%, а за Партию свободы Инката – 10% избирателей. Остальные политические партии не смогли преодолеть 5%-го барьера, необходимого для включения их представителей в состав правительства. В результате коалиционное правительство национального единства, которое должно было руководить страной в ближайшие пять лет, было сформировано из представителей АНК, Национальной партии и Партии свободы Инката.

9 мая 1994 Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Выдающиеся личные качества нового президента сыграли решающую роль в сохранении стабильности в стране в переходный период.

В ноябре 1995 по всей стране, за исключением провинции Квазулу-Натал и Кейптауна, прошли выборы в местные органы власти, снова завершившиеся убедительной победой АНК, который получил поддержку 64% избирателей, в то время как Национальная партия – 16% и Партия свободы Инката – 0,4%.

Несколько раз выразив несогласие с политикой АНК, Национальная партия в июле 1996 вышла из правительства национального единства, став крупнейшей оппозиционной силой. Одной из причин конфликта между партиями стало то обстоятельство, что проект новой конституции не предусматривал сохранение коалиционного правительства после 1999. Партия свободы Инката предъявила претензии АНК по поводу некоторых положений конституции. Эта партия хотела, чтобы основной документ страны более прочно закреплял принципы федерализма и в знак протеста бойкотировала заседания Конституционного собрания. Свое недовольство выразил и Фронт свободы, который настаивал на упоминании в тексте конституции Фолькстаата (Народного государства буров). Тем не менее Конституционное собрание в октябре 1996 одобрило новую конституцию ЮАР, которая вступила в силу 4 февраля 1997.

В конце 1998 Комиссия по восстановлению правды и примирению опубликовала окончательный отчет по итогам своей деятельности, в котором содержались обвинения в адрес Национальной партии, равно как и АНК и других политических организаций, в массовых нарушениях прав человека в период апартеида. Хотя обвинения были выдвинуты и против некоторых членов его собственной партии, Нельсон Мандела поддержал этот документ.

На протяжении 1998 в ЮАР велась подготовка ко вторым демократическим выборам, намеченным на май 1999. В 1997 лидером Африканского национального конгресса, а в 1998 фактическим руководителем страны стал вероятный преемник Манделы и вице-президент ЮАР Табо Мбеки. Национальная и Демократическая партии постепенно утрачивали свои политические позиции, а Партия свободы Инката продолжала сотрудничать с АНК в коалиционном правительстве национального единства. Профсоюзы все больше разочаровывались в политике правительства по созданию в стране рыночной экономики и в подходе Мбеки к социальным и экономическим проблемам. На протяжении 1998 ЮАР продолжала крайне медленно двигаться к достижению своих целей – экономическому росту и справедливому переустройству общества. Прирост ВВП составлял менее 2% в год, а численность населения увеличивалась, осложнился доступ к получению образования, ухудшилось медицинское обслуживание населения.

На парламентских выборах, состоявшихся 2 июня 1999, убедительную победу одержал АНК, собравший 66% голосов. Второе место заняла Демократическая партия (10% голосов), третье место – Партия свободы Инката.

16 июня 57-летний Табо Мбеки, друг и соратник Н.Манделы, официально вступил в должность президента ЮАР.

Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Новый президент Мбеки продолжил курс правительства своего предшественника. Была расширена политическая и социальная база правительства – в его состав вошли члены оппозиционных партий, представляющие все расовые и этнические группы страны.

На рубеже 21 в. ключевым элементом внешней и внутренней политики ЮАР стала концепция «Африканского ренессанса ». Она была выдвинута президентом Мбеки в мае 1996 на заседании парламента, посвященного принятию конституции, в качестве новой «национальной идеи», определявшей роль и место ЮАР в Африке. Понятие «африканского ренессанса» официально объявлено им на конференции по привлечению капитала в Африку (г.Вирджиния, 1997). Мбеки совместно с президентом Алжира А.Бутефликой и президентом Нигерии О.Обасанджо стал одним из авторов «Программы Тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления» (The Millennium Partnership for the African Recovery Programme – MAP), выдвинутой на саммите ОАЕ в 1999. В октябре 2001 в г.Абуджа (Нигерия) на первом заседании Комитета по осуществлению программы (к тому времени в нее был интегрирован т.н. «План Омега» (Omega Plan) президента Сенегала А.Вада) в документ были внесены поправки, и он был утвержден под названием «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Секретариат комитета был размещен в Мидранде (пригород г.Претория). На первом саммите Африканского союза (АС), состоявшемся в г.Дурбан 9–10 июля 2002, НЕПАД был объявлен его оперативной экономической программой. Председателем АС был избран Мбеки.

ЮАР в 21 веке

В нач. 2000-х наблюдался рост экономики ЮАР, который был обусловлен высокими ценами на минеральное сырье, активным притоком капиталовложений и повышением покупательского спроса, что в свою очередь, привело к росту импорта и укреплению курса национальной валюты. В 2004 доходы правительства от приватизации составили 2 млн. долл. США.

На всеобщих выборах, состоявшихся 14 апреля 2004, убедительную победу одержала правящая партия АНК, получившая 69,68 голосов избирателей. В Национальной Ассамблее она завоевала 279 депутатских мест. Кроме того, места в парламенте получили партии «Демократический альянс», ДА (50), «Инката фридом парти» (28) и «Объединенное демократическое движение», ОДД (9). 131 депутат парламента – женщины. На посты председателя и спикера парламента назначены также женщины.

В мае 2005 в Претории, Кейптауне, Йоханнесбурге и Дурбане прошли торжества по случаю 60-летия победы во Второй мировой войне. (334 тыс. добровольцев из ЮАС сражались в частях английской армии в Италии, в Северной и Восточной Африке). 26 июня 2005 широко отмечалось 50-летие принятия Хартии свободы, ставшей основой конституции 1996. В октябре 2005 Мбеки участвовал в работе очередного саммита АС (г.Абуджа, Нигерия), посвященного проблеме формирования единого правительства для африканского континента.

В 2005 ВВП составил 527,4 млрд. долл. США, его рост – 5%. В том же году инвестиции составили 17,9% от ВВП, а инфляция – 4,6%. Укрепление ранда в 2003–2005 привело к снижению экспорта (в 2005 дефицит внешнеторгового баланса достиг самого высокого за последние 22 года показателя – 4,7% ВВП) и сокращению рабочих мест. Безработица в 2005 составила 27,8%. Повышение курса национальной валюты привело также к снижению доходов в горнодобывающей промышленности. Увеличился разрыв в доходах различных слоев населения. Доля среднего класса в 2004 составила 7,8% (в 1994 – 3,3%). Более 50% из 7,5 тысяч долларовых миллионеров в Африке – южноафриканцы.

Экономическая политика правительства направлена на дальнейшую либерализацию экономики, привлечение иностранных инвестиций, а также борьбу с бедностью. В 2005 создан специальный фонд в 42 млрд. рандов для выдачи кредитов малообеспеченным южноафриканцам под строительство жилья.

Политика африканизации активно проводится не только в отношении изменения расового состава законодательных и исполнительных органов власти, но и в сфере экономики – чернокожие бизнесмены все чаще возглавляют частные компании и банки, белые граждане вытесняются из некоторых сфер предпринимательства (например, службы такси). По официальному заявлению властей, в марте 2006 с целью ускорения хода земельной реформы, начнется широкомасштабная конфискация земель белых фермеров, с которыми власти не смогли договориться в установленные сроки о компенсации. Первый случай подобной конфискации имел место в октябре 2005.

  Туркменистан. Фантастический Ашхабад - Страница Виртуальных Путешественников

Правительство пытается разработать комплекс мер по ликвидации безработицы и борьбе с преступностью. В апреле 2005 принят закон о борьбе с терроризмом.

14 июня 2005 заместитель президента АНК Джакоб Зума, считавшийся главным кандидатом в преемники главы государства, был отправлен в отставку после возбуждения против него дела о причастности к коррупции. Согласно решению генерального совета АНК он, тем не менее, остался на посту заместителя президента партии. В аппарате правящей партии обострилась борьба по вопросу избрания нового лидера АНК на съезде, проведение которого назначено на 2007. В начале февраля 2006 президент Мбеки заявил, что не намерен вносить поправки в конституцию для того, чтобы получить возможность в очередной раз баллотироваться на пост президента на выборах 2009. Вопрос о преемнике, по его мнению, будет решен на съезде партии в 2007. Приблизительно в то же время Зума был привлечен к суду по обвинению в изнасиловании женщины, являвшейся близким другом его семьи. Сторонники Зумы заявляют, что развернувшаяся против него кампания носит политический характер.

В ноябре 2005 создана новая Комиссия по борьбе с коррупцией. В рамках кампании по борьбе с коррупцией в 2004–2005 были уволены 66 чиновников министерства внутренних дел ЮАР. В начале февраля 2006 начался новый политический скандал, в центре которого оказалась новый заместитель президента Фумзиле Мламбо-Нгкука. Против нее были выдвинуты обвинения в растрате казенных средств (ок. 100 тыс. долл. США), использованных ею на поездку с семьей и друзьями в ОАЭ (декабрь 2005) на правительственном самолете. В защиту обвиняемой выступил президент Мбеки.

Любовь Прокопенко

Литература:

Дэвидсон Бэзил. Новое открытие древней Африки. М., «Издательство восточной литературы», 1962
Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Давидсон А.Б. Южная Африка. Становление сил протеста, 1870–1924. М., «Главная редакция Восточной литературы», 1972
Żukowski A. W kraju zlota i diamentów . Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 1994
Historia Afryki do początku XIX wieku. Wrocław, 1996
Good, K. Realizing Democracy in Botswana, Namibia and South Africa. Pretoria, Africa Institute, 1997
Давидсон А.Б., Сесил Родс – строитель империи . М., «Олимп», Смоленск: «Русич», 1998
Шубин В.Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. М., Изд-во Института Африки РАН, 1999
Южная Африка. Очерки социально-экономического и политического развития . М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999
Шубин Г.В. Российские добровольцы в англо-бурской войне 1899–1902 гг. М., Изд. дом «XXI век-Согласие», 2000
Южная Африка на пороге третьего тысячелетия . М., Изд-во Института Африки РАН, 2002
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Terreblanche, S.A. History of Inequality in South Africa 1652–2002. Scottsville, University of Natal Press, 2003

Завоевание независимости странами Африки южнее Сахары

Вслед за странами Ближнего Востока и Северной Африки активизировалось национально-освободительное движение в странах Африки южнее Сахары.

Среди английских владений в Африке первой – в марте 1957 г. – независимость получила колония Золотой Берег. Антиколониальной борьбой там руководил Кваме Нкрума, один из идеологов панафриканизма, будущий первый президент независимой Ганы.

Первым французским владением в Африке южнее Сахары, получившим независимость (2 октября 1958 г.), стала Гвинея. Национально-освободительная борьба в Гвинее проходила под руководством Ахмеда Секу Туре, который станет первым президентом независимой Гвинеи.

В 1960 г., вошедшем в историю как «год Африки», независимость получили сразу 17 государств: Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Конго (Браззавиль), Габон, Дагомейская Республика, Нигер, Верхняя Вольта, Кот-д’Ивуар и т.д.

Особенности политического режима ЮАР. Расизм и апартеид. Борьба за создание нерасового государства в ЮАР

Вследствие того что самые богатые природными ресурсами колонии располагались в Южной Африке, получение независимости территориями, расположенными на юге Африканского континента, произошло несколько позже.

Случай ЮАР представляет особый интерес, поскольку там происходила борьба за создание нерасового государства.

Первые проявления расизма проявились в Южной Африке еще в XVII в.

Расизм – идеология, которая использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых научных, биологических или моральных характеристик; при которой коренное население считает членов другой группы отличающимися от собственной и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования привилегированного отношения к одной группе.

В 1685 г. специальным указом были запрещены смешанные браки между белыми, бурами и африканцами.

Буры, или африканеры, – это переселенческий этнос, выходцы из Голландии, которые осваивали захваченные земли в Южной Африке и образовали Канскую колонию. Буры уже в XVIII в. обособились от голландцев и стали превращаться в самостоятельную нацию.

Когда Капская колония перешла под управление Великобритании, буры резко отреагировали на попытки британцев «англизировать» их: они основали независимые от англичан республики Трансвааль и Оранжевая, в которых африканское население было лишено всех прав, в то время как гражданские права и свободы предоставлялись белому населению республик.

После англо-бурской войны в среде африканеров вновь обрели популярность идеи, которые позже сложатся в режим апартеида.

Апартеид – политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 1990-х гг. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. квалифицирует апартеид как преступление против человечества (ст. 1).

В 1948 г. в Южно-Африканском Союзе (ЮАС) на парламентских выборах победила Националистическая партия, взявшая на вооружение политику апартеида, где главной целью было территориальное разделение населения по расовым группам (зулу, коса, тсвана и др.), которое легло в основу создания псевдонезависимых государств на моноэтнической основе («бантустанов»). Белому меньшинству отводилось 87% территории, а африканцам – 13%. Был принят целый ряд законов о недопущении африканцев на высокооплачиваемые должности (Закон о цветном барьере), а также закон о запрещении смешанных браков. Наблюдался «бытовой апартеид» – сегрегация африканцев на транспорте, в гостиницах и других общественных местах.

В 1955 г. Африканский национальный конгресс (АНК) и ряд прогрессивных организаций цветного и белого населения созвали Конгресс народов, на котором была выработана Хартия свободы – основной программный документ борьбы за демократическую Африку. Руководство ЮАС жестоко подавляло протестное движение; руководитель АН К Нельсон Мандела и его соратники были приговорены к пожизненному заключению. С 1961 г. АН К, лишившись возможности легальной борьбы, начала вооруженное противостояние, создав для этой цели военизированную организацию «Умконто ве сизве» («Копье нации»).

В 1961 г. ЮАС вышел из состава Британского Содружества наций и провозгласил себя Южно-Африканской Республикой.

В середине 1970-х – начале 1980-х гг. ЮАР предоставила «независимость» первым четырем бантустанам – Транскею, Бопутатсване, Венде и Сискею.

Важной вехой в национально-освободительном движении в ЮАР стало восстание африканцев в пригороде Йоханнесбурга Суэто, которое распространилось на многие города страны. В результате этих событий западными странами впервые были введены серьезные санкции против ЮАР. Сам режим приступил к ограниченным трансформациям, таким как отмена сегрегации в общественных местах, разрешение деятельности профсоюзов африканцев, а также была принята новая конституция ЮАР, провозглашавшая страну президентской республикой с трехпалатным парламентом – для белых, цветных и индийцев.

После принятия конституции по ЮАР прокатилась новая волна демонстраций. С середины 1980-х гг. начинается давление мирового сообщества на республику, вследствие чего ЮАР была вынуждена вывести войска из Анголы. В 1988 г. ЮАР, Ангола и Куба подписали соглашение об урегулировании на юго-западе Африки под эгидой ООН, что предусматривало продвижение Намибии к независимости.

Таким образом, кризис режима апартеида стал очевиден. В январе

  • 1989 г. президент ЮАР II. Бота встретился с находящимся в тюрьме лидером большинства африканского населения Н. Манделой. 11 февраля
  • 1990 г. после 27-летнего заключения Н. Мандела был освобожден. В 1991 г. на съезде АНК Мандела был избран президентом Конгресса.

Началась подготовка к всеобщим выборам в ЮАР, в ходе которой происходили ожесточенные столкновения между политическими противниками.

В 1992 г. был отменен запрет на деятельность АНК и других организаций, началась также отмена расистских законов апартеида.

В апреле 1994 г. на выборах, в которых участвовало 19 партий, АНК получил 65% голосов. На заседании парламента президентом ЮАР был избран Н. Мандела. Так закончился период апартеида, который можно характеризовать как феномен внутреннего колониализма, когда в границах одного государства белое меньшинство эксплуатировало темнокожее население страны.Ущемление негров в их правах в 20-м веке происходило не только в США, но и в африканских колониях европейских стран, а также в ЮАР, где соответствующая политика получила название апартеида (от африкаанс apartheid – «рознь, раздельность). Политика эта проводилась с 1948 по 1994 год Национальной партией.

В 1948 году Национальная партия, симпатизировавшая Третьему Рейху победила на выборах, и стала внедрять в жизнь меры по раздельному проживанию негров и белых. Народам банту предписывалось проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12 % площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав.
Больницы и служба «скорой помощи» также были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в больницах для чернокожих африканцев хронически не хватало средств и работников. Во многих негритянских районах больниц не было вовсе. В 1970-е годы государство тратило на образование одного чернокожего ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого.
Естественно, такая политика вызывала протест в других, более демократических странах мира,и сопротивление в самой ЮАР. Самым известным лидером сопротивления стал Нельсон Мандела, который вначале боролся с апартеидом ненасильственными методами, а когда понял, что это не помогает, то в 1961 возглавил вооружённое крыло Африканского Национального Конгресса, одним из организаторов которого он и был, – «Умконто ве сизве» (в переводе с языка зулу – «копьё нации»). Мандела был арестован в 1962 году и выпущен на свободу только в феврале 1990 года, после подписания последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации АНК и других движений против режима апертеида.
В 1994 году Мандела стал первым чернокожим президентом ЮАР, и пробыл на этом посту до 1999 года.

Ну а мы предлагаем вам ознакомиться с пропагандой против апартеида из разных стран. Одной из наиболее серьёзных организаций, выступавших против апартеида, было “Движение против апартеида” (Anti-Apartheid Movement (AAM)), основанное в Великобритании в 1959 году.

Вот несколько фотографий с демонстраций AAM и их плакатов.

Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе


Логотип движения обыгрывает известный китайский знак “инь и янь”

Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе
Какое движение в юар. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе


Остановите апартеид немедленно!


1988 год. Данный плакат обыгрывает р

Если вы недавно прочитали книгу, то присоединяйтесь к нашему призыву и проголосуйте за нее!
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
3lions
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности